Решение №17/49218/20 Решение ФАС России № 437/20 от 10 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-437/20

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Авиапрестиж» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

05.06.2020 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:


 

при участии представителей:


 

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Авиапрестиж» от 02.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение № 31908330004), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),


 

У С Т А Н О В И Л А:


 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Авиапрестиж» (далее — Заявитель) от 02.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение № 31908330004) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Аэрофлот», утвержденного Советом директоров ПАО «Аэрофлот» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

      1. 24.09.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация);

      2. дата окончания подачи заявок — 05.11.2019;

      1. дата рассмотрения заявок — 06.11.2019;

      2. дата подведения итогов Запроса предложений — 06.11.2019;

      3. начальная (максимальная) цена договора2 740 418 791, 29 рубль;

      4. На участие в Запросе предложений подано 8 заявок, признанные соответствующими требованиям Документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в закупке заявки ООО «Аэромастер» и, как следствие, неправомерное решение о признании ООО «Аэромастер» победителем Запроса предложени.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип установлен пунктом 1.8.2 Положения о закупках.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 11.5 Документации установлены случаи отклонения заявок участников закупки, в том числе, ввиду несоответствия участника закупки требованиям, установленным Документацией.

Согласно протоколу подведения итогов от 22.05.2020 б/н ООО «Аэромастер» признан победителем закупки с предложением о цене договора в размере 1 478 552 447, 62 руб. с учетом НДС.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что заявка ООО «Аэромастер» не соответствует требованиям Документации, поскольку указанный участник закупки не соответствует требованиям, установленным в разделе XIV приложения № 3 Документации (требования к поставщику).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку ООО «Аэромастер» и пояснил, что в составе заявки указанного участника представлены документы, подтверждающие соответствие ООО «Аэромастер» требованиям Документации, установленным к участникам закупки, при этом требования раздела XIV приложения № 3 Документации установлены к поставщику продукции по предмету закупки, в связи с чем у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ООО «Аэромастер».

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением от 22.01.2020 № 223ФЗ-284/20 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены нарушения нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, части 15 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в:

  • неправомерном отказе участникам закупки в допуске к участию в Запросе предложений;

  • установлении неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Конкурса;

  • установления в Документации неправомерного права Заказчика не заключать договор с единственным допущенным участником закупки;

  • установлении неправомерных требований к участнику Запроса предложений в части отсутствия дебитовой задолженности перед заказчиком.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу ООО «Авиапрестиж» (ИНН: 5047106065, ОГРН: 1095047005844) от 02.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (ИНН: 7712040126, ОГРН: 1027700092661) при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение № 31908330004) необоснованной.

      2. Признать в действиях ПАО «Аэрофлот» нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, части 15 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 05.06.2020 № 223ФЗ-437/20 не выдавать, поскольку выдано ранее по делу от 20.04.2020 № 223ФЗ-284/20.

      4. Соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела 05.06.2020 № 223ФЗ-437/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, поскольку переданы ранее по делу от 20.04.2020 № 223ФЗ-284/20.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ПАО "Аэрофлот"
ИНН 7712040126, ОГРН 1027700092661
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО «Авиапрестиж»
ИНН 5047106065, ОГРН 1095047005844