Решение №17/49218/20 Решение ФАС России № 437/20 от 10 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-437/20
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Авиапрестиж» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
05.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Авиапрестиж» от 02.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение № 31908330004), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Авиапрестиж» (далее — Заявитель) от 02.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение № 31908330004) (далее — Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Аэрофлот», утвержденного Советом директоров ПАО «Аэрофлот» (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
-
-
-
24.09.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация);
-
дата окончания подачи заявок — 05.11.2019;
-
-
-
-
-
дата рассмотрения заявок — 06.11.2019;
-
дата подведения итогов Запроса предложений — 06.11.2019;
-
начальная (максимальная) цена договора – 2 740 418 791, 29 рубль;
-
На участие в Запросе предложений подано 8 заявок, признанные соответствующими требованиям Документации.
-
-
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в закупке заявки ООО «Аэромастер» и, как следствие, неправомерное решение о признании ООО «Аэромастер» победителем Запроса предложени.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип установлен пунктом 1.8.2 Положения о закупках.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 11.5 Документации установлены случаи отклонения заявок участников закупки, в том числе, ввиду несоответствия участника закупки требованиям, установленным Документацией.
Согласно протоколу подведения итогов от 22.05.2020 б/н ООО «Аэромастер» признан победителем закупки с предложением о цене договора в размере 1 478 552 447, 62 руб. с учетом НДС.
Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что заявка ООО «Аэромастер» не соответствует требованиям Документации, поскольку указанный участник закупки не соответствует требованиям, установленным в разделе XIV приложения № 3 Документации (требования к поставщику).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку ООО «Аэромастер» и пояснил, что в составе заявки указанного участника представлены документы, подтверждающие соответствие ООО «Аэромастер» требованиям Документации, установленным к участникам закупки, при этом требования раздела XIV приложения № 3 Документации установлены к поставщику продукции по предмету закупки, в связи с чем у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ООО «Аэромастер».
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением от 22.01.2020 № 223ФЗ-284/20 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены нарушения нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, части 15 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в:
-
неправомерном отказе участникам закупки в допуске к участию в Запросе предложений;
-
установлении неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Конкурса;
-
установления в Документации неправомерного права Заказчика не заключать договор с единственным допущенным участником закупки;
-
установлении неправомерных требований к участнику Запроса предложений в части отсутствия дебитовой задолженности перед заказчиком.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Авиапрестиж» (ИНН: 5047106065, ОГРН: 1095047005844) от 02.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот» (ИНН: 7712040126, ОГРН: 1027700092661) при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение № 31908330004) необоснованной.
-
Признать в действиях ПАО «Аэрофлот» нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, части 15 статьи 3.2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 05.06.2020 № 223ФЗ-437/20 не выдавать, поскольку выдано ранее по делу от 20.04.2020 № 223ФЗ-284/20.
-
Соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела 05.06.2020 № 223ФЗ-437/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, поскольку переданы ранее по делу от 20.04.2020 № 223ФЗ-284/20.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.