Решение №28/37700/22 Решение 223ФЗ-147/22 от 15 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-147/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ИТЦ Специальных Работ»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
12.04.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
Государственной Компании «Автодор»: <...>,
представители ООО «ЭТП ГПБ», ООО «ИТЦ Специальных Работ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «ИТЦ Специальных Работ» от 08.04.2022 № 103/22, направленную письмом Московского УФАС России от 07.04.2021 № НП/19280/22, на действия (бездействие) заказчика Государственной Компании «Автодор» при проведении конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ и оказание услуг по объекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684
(с последующей эксплуатацией на платной основе), 3 этап км 149 – км 208. Археологические спасательные работы (раскопки) в целях сохранения объектов культурного наследия, очистка территории от взрывоопасных предметов»
(извещение № 32211166042), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ИТЦ Специальных Работ»
(далее – Заявитель) от 08.04.2022 № 103/22, направленная письмом Московского УФАС России от 07.04.2021 № НП/19280/22, на действия (бездействие) заказчика
Государственная Компания «Автодор» (далее – Заказчик) при проведении аукциона
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ и оказание услуг по объекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684
(с последующей эксплуатацией на платной основе), 3 этап км 149 – км 208. Археологические спасательные работы (раскопки) в целях сохранения объектов культурного наследия, очистка территории от взрывоопасных предметов»
(извещение № 32211166042) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанные в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными
с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация о закупке,
в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение
и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках
и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупках Государственной Компании «Российские автомобильные дороги», утвержденным решением наблюдательного совета Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 30.12.2021 № 158, в редакции от 14.01.2022 № 29
(далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 24.02.2022;
2. Начальная (максимальная) цена договора – 238 374 110 рублей;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 15.03.2022;
4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 22.03.2022;
5. На участие в Конкурсе подано 3 заявки;
6. 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации;
7. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 30.03.2022;
8. Дата подведения итогов Конкурса – 04.04.2022.
9. Победителем в Конкурсе признано ООО «НИПИИ ЭТ «Энерготранспроект»
с предложением о цене договора в размере 230 031 016,15 рублей.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку:
1. Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Конкурсе;
2. Заказчиком неправомерно проведен Конкурс исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводам Жалобы:
1) Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие
в Конкурсе;
2) Заказчиком неправомерно проведен Конкурс исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом Комиссия ФАС России сообщает, что частью 11 статьи 3
Закона о закупках установлено, что после окончания установленного в документации
о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие) совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок – 15.03.2022 в 11:00. Вместе с тем Жалоба, содержащая,
в том числе доводы на положения Документации, направлена Заявителем в ФАС России 08.04.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, доводы на положения Документации, представленные
в Жалобе, не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение
об отклонении заявки Заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено,
что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо
от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих
на стороне одного участника закупки.
Пунктом 3 приложения 4 Положения о закупке установлено, что «каждое юридическое лицо или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника (группы лиц), должно отвечать требованиям, установленным в статье 26 Положения о закупке. Пунктом 10 статьи 26 Положения
о закупке установлено требование к участникам закупки, а именно в случае осуществления закупки только среди СМСП участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства».
Согласно пункту 2 Приложения 14 Документации, если заявка подается коллективным участником (группой лиц), коллективный участник закупки
(группа лиц) должен соответствовать общим требованиям, установленным частью 19 раздела I Документации. Частичное соответствие требованиям (одному или нескольким) не допускается (за исключением пункта 2 части 19 раздела I Документации). Частичное соответствие требованиям участника закупки является несоответствием участника закупки требованиям, установленным Документацией.
В соответствии с подпунктом 12 части 19 раздела I Документации участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым к субъектам малого
и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Пунктом 1 части 3 раздела VII Документации установлено, что комиссия отклоняет участника закупок, в том числе в случае, если участник закупки
не соответствует общим требованиям и/или участник закупки не соответствует квалификационным требованиям, а также если вышеуказанные лица в ходе проведения конкурентной процедуры перестали отвечать таким требованиям.
Протоколом от 31.03.2022 № 32211166042-02 Заказчиком принято решение
об отклонении заявки Заявителя на основании следующего: «Одно из лиц, выступающих на стороне коллективного участника закупки № 2, «участник 3»,
не является субъектом малого и среднего предпринимательства, что не соответствует общим требованиям, установленным подпунктом 12 части 19 раздела I Документации. Указанное нарушение является основанием для принятия Комиссией решения
о несоответствии участника закупки № 2 требованиям и условиям, установленным
в Документации и, как следствие, отказом в допуске к участию в Конкурсе
в соответствии с пунктом 1 части 3 раздела VII Документации и подпунктом 1
пункта 2 части 1 статьи 41 Положения».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что в составе второй части коллективной заявки Заявителя состоят: участник № 1 –
ООО «ИТЦ Специальных работ», участник № 2 – АО «Эмерком-Демайнинг»,
участник № 3 – ИА РАН, при этом один из членов коллективного участника, а именно ИА РАН (ИНН 7728023670), не является субъектом малого среднего предпринимательства, в связи с чем коллективная заявка Заявителя отклонена.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы и коллективную заявку Заявителя приходит к выводу, что участник № 3 коллективной заявки Заявителя
ИА РАН отсутствует в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем коллективная заявка Заявителя не соответствует требованиям Закона о закупках, Положения о закупках, Документации и подлежит отклонению.
При этом Комиссия ФАС России отмечает, что требования к юридическим лицам коллективного участника должны применяться в совокупности, поскольку
в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в Документации, должна
в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие
в составе группы лиц.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России
не явился и не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу
о необоснованности довода Жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ИТЦ Специальных Работ» (ИНН: 7801401568,
ОГРН: 1067847470052) от 08.04.2022 № 103/22, направленную письмом Московским УФАС России от 07.04.2021 № НП/19280/22, на действия (бездействие) заказчика Государственная Компания «Автодор» (ИНН: 7717151380, ОГРН: 1097799013652) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ и оказание услуг по объекту «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 3 этап км 149 – км 208. Археологические спасательные работы (раскопки) в целях сохранения объектов культурного наследия, очистка территории от взрывоопасных предметов» (извещение № 32211166042) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.