Решение №28/7837/24 Решение 223фз-30/24 от 1 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-30/24
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Швабе-Москва»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
29.01.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>
при участии представителей:
АО «ОДК-ПМ»: <...>, <...>,
ООО «Швабе-Москва»: <...>,
представители ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Оператор) на заседание
Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Швабе-Москва» б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 22.01.2024 № НП/2181/24, на действия (бездействие) заказчика АО «ОДК-ПМ» при проведении закрытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку станка протяжного (горизонтально-протяжного станка с ЧПУ) с выполнением монтажа, пусконаладочных работ, вводом в эксплуатацию, а также инструктажем персонала
в работе на оборудовании (извещение № 230144801351, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Швабе-Москва» (далее – Заявитель) б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 22.01.2024
№ НП/2181/24, на действия (бездействие) заказчика АО «ОДК-ПМ»
(далее – Заказчик) при проведении закрытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку станка протяжного (горизонтально-протяжного станка с ЧПУ) с выполнением монтажа, пусконаладочных работ, вводом в эксплуатацию, а также инструктажем персонала в работе на оборудовании (извещение № 230144801351, размещенное
на сайте https://www.astgoz.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение
с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что в случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением
о закупке продукции для нужд АО «ОДК-ПМ», утвержденным приказом начальника метрополитена АО «ОДК-ПМ» (протокол от 18.09.2023 № 1340) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено на сайте Оператора – 01.12.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 8 880 000 евро;
-
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 28.12.2023;
-
Дата рассмотрения заявок – 11.01.2024;
-
Дата подведения итогов – 18.01.2024;
-
Закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что подана 1 заявка
на участие в закупке, не допущенная к участию.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 25.01.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 29.01.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Подпунктом 2 пункта 4.14.13 Документации установлено, что заказчик отклоняет заявку участника процедуры в случае несоответствия участника процедуры закупки,
требованиям, установленным Документацией.
В соответствии с пунктом 5.2.5 Документации Заказчик может установить
к участникам закупки квалификационные требования, которым должны соответствовать участники закупки.
На основании пункта 22 информационной карты Документации квалификационные требования установлены в соответствии с приложением № 1
к информационной карте.
Пунктом 3.1 приложения № 1 к информационной карте Документации установлено квалификационное требование к участникам закупки, а именно наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера в количестве
не менее 1 договора стоимостью 15 % от начальной (максимальной) цены договора
в течении последних 5 лет, предшествующих дате размещения извещения о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 11.01.2024
№ 230144801351-01 заявка Заявителя отклонена на основании подпункта 2 пункта 4.14.13 Документации в связи с несоответствием участника процедуры закупки, требованиям установленным в разделе 5 и пунктах 15-17 информационной карты Документации.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что заявка Заявителя неправомерно отклонена Заказчиком ввиду непредставления
в составе заявки документов, подтверждающего наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера в количестве не менее 1 договора стоимостью 15 % от начальной (максимальной) цены договора в течении последних 5 лет.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в подтверждение наличия аналогичного предмету закупки опыта успешной поставки в составе заявки представлены договоры поставки многофункциональных токарно-фрезерных отрабатывающих центров с числовым программным управлением (ЧПУ) для нужд ПАО «ОДК-Сатурн» от 05.03.2019
№ Д19-009, от 05.03.2019 № Д19-010, от 09.08.2021 № Д21-037 (далее – Договоры).
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили,
что Заказчиком в Документации установлено, что участнику закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие требованию о наличии опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера в количестве
не менее 1 договора стоимостью 15 % от начальной (максимальной) цены договора
в течении последних 5 лет, при этом Договоры предоставленные Заявителем
не соответствуют предмету закупки, что послужило для Заказчика основанием
для отклонения заявки.
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России отмечает,
что отсутствие у участника закупки опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера в количестве не менее 1 договора стоимостью 15 %
от начальной (максимальной) цены договора в течении последних 5 лет, предшествующих дате размещения извещения о закупке не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств
по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса, что ограничивает количество участников закупки, в связи с чем отклонение заявки Заявителя
по такому основанию является неправомерным.
Кроме того, по мнению ФАС России, Договоры, предоставленные Заявителем в составе заявки, являются сопоставимым по характеру с предметом закупки
и подтверждают наличие успешного опыта поставки товара, эквивалентного предмету закупки.
Вместе с тем представителями Заказчика не представлено доказательств,
подтверждающих, что наличие опыта поставки по предмету закупки является исключительным, а также тот факт, что договоры, представленные в составе заявки Заявителем, не могут является подтверждением наличие успешного опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4
Закона о закупках и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Швабе-Москва» (ИНН: 7717768215;
ОГРН: 5137746066740) б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России
от 22.01.2024 № НП/2181/24, на действия (бездействие) заказчика АО «ОДК-ПМ» (ИНН: 5904007312; ОГРН: 1025900893864) при проведении закрытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку станка протяжного (горизонтально-протяжного станка с ЧПУ)
с выполнением монтажа, пусконаладочных работ, вводом в эксплуатацию,
а также инструктажем персонала в работе на оборудовании (извещение
№ 230144801351, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) обоснованной. -
Признать АО «ОДК-ПМ» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать АО «ОДК-ПМ», ООО «АСТ ГОЗ» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии
с принятым решением от 29.01.2024 № 223ФЗ-30/24. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела 29.01.2024
№ 223ФЗ-30/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: Члены Комиссии ФАС России: |
<...> <...> <...> |