Решение №17/11840/19 Решение ФАС России № 223ФЗ-168/19 от 15 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «РЖД»

Нов. Басманная ул., д. 2,

Москва, 107174

 

 

ООО «РТС-Тендер»

Наб. Тарса Шевченко., д. 23А,

Москва, 121151

 

ООО НПО «Катод защита»

Васи Алексеева ул., д. 6, лит. А,

г. Санкт-Петербург, 198188

 

 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-168/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО НПО «Катод защита» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

12.02.2019 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО НПО «Катод защита» (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер», заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 9194/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора на поставку металлопроката (извещение № 31807384483) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО НПО «Катод защита» (далее — Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор), заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 9194/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора поставки металлопроката (извещение № 31807384483) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

Согласно документации о проведении Аукциона заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.rts-tender.ru. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет» http://www.rts-tender.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки ООО «РТС-тендер» для корпоративных закупок, утвержденным генеральным директором ООО «РТС-тендер» В.Н. Лищенковым (далее — Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

      1. Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Аукцион) размещены в ЕИС – 28.12.2018;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 15 494 381, 84 рубль;

      3. Дата окончания подачи заявок — 04.02.2019;

      4. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 12.02.2019;

      5. Дата проведения Аукциона и подведения итогов — 15.02.2019;

      6. Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      1. Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе;

      2. Оператором принято неправомерное решение о возврате заявки Заявителя на участие в Аукционе.

Представитель Заказчика, Оператора с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Оператор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Регламентом и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Оператора Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Пунктом 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно подпункту а) пункта 2 части 3 статьи 3.4 закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещение о проведении аукциона в электронной форме не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 242 Положения и закупках Заказчик размещает внесенные изменения в извещение об осуществлении конкурентной закупки в единой информационной системе не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно протоколу от 29.01.2019 б/н Заказчиком в Документацию внесены изменения в части установления начальной (максимальной) цены договора, а также в части установления размеров обеспечения заявки и исполнения договора, при этом сведения о внесении изменений в Документацию размещены Заказчиком 01.02.2019 в ЕИС.

Изучив представленные на заседании Комиссия ФАС России сведения, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссией ФАС России установлено, что 01.02.2019 Заказчиком в ЕИС размещена информация о внесении вышеуказанных изменений в Документацию, вместе с тем, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 04.02.2019.

Таким образом, учитывая положения части 11 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок до трех дней, что составляет менее половины срока подачи заявок на участие в Аукционе, установленного в Документации.

Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих, что с даты размещения в ЕИС вышеуказанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в Аукционе.

      1. Согласно доводу Жалобы Оператором принято неправомерное решение о возврате заявки Заявителя на участие в Аукционе.

В соответствии с частью 7 статьи 3.3 Закона о закупках в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от осуществления конкурентной закупки в электронной форме, изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, разъяснений положений документации о такой закупке, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме Оператор размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки участника такой закупки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

Согласно протоколу от 29.01.2019 б/н Заказчиком в Документацию внесены изменения в части установления начальной (максимальной) цены договора, а также в части установления размеров обеспечения заявки и исполнения договора, при этом сведения о внесении изменений в Документацию размещены Заказчиком 01.02.2019 в ЕИС.

Пунктом 8.18 Регламента установлено, что заявка на участие в закупке не принимается/подлежит возврату, в том числе, в случае внесения Заказчиком изменений в извещение о проведении закупки, повлекшее за собой изменение начальной максимальной цены и/или размера гарантийного обеспечения заявки.

При этом Комиссией ФАС России, при изучении представленных Оператором материалов, установлено, что заявка Заявителя на участие в Аукционе, возвращена Заявителю Оператором без предварительного уведомления Заявителя о внесенных Заказчиком изменениях в Документацию.

Вместе с тем, представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих направление Оператором в адрес Заявителя уведомления о вышеуказанных изменениях.

Таким образом, действия (бездействие) Оператора, не уведомившего надлежащим образом Заявителя о внесенных Заказчиком изменений в Документацию, нарушают часть 7 статьи 3.3 Закона о закупках.

Вместе с тем, предмет обжалования Жалобы составляют действия Заказчика выразившиеся в неправомерном принятии решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что является основанием обращения в ФАС России закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. Пунктом 3.8.8 Документации установлено, что Заказчик вправе до даты проведения Аукциона в письменной форме запросить у участников Аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников.

Вместе с тем, возможность участия в Аукционе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Пунктом 3.21.1 Документации установлено, что до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам Аукциона, предоставляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведений и документов победитель, иной участник, с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.

При этом в соответствии с пунктом 386 Положения о закупках установлено, что в случае непредставления Заказчику победителем, иным участником, с которым заключается договор, в срок, установленный в документации сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующими документами, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

Вместе с тем, Документация не содержит сведений о конкретных сроках предоставления сведений о владельцах участника Аукциона.

Кроме того, в случае если участником Аукциона, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

При этом представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. Согласно пункту 3.20.9 Документации, при выборе способа обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии участник должен представить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных в приложении № 4 Документации.

При этом приложением № 4 Документации установлен перечень из 10 банков, банковские гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора.

Кроме того, пунктом 3.20.10 Документации установлено, что победитель или участник, сделавший предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственный участник, допущенный к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям Документации.

В силу пункта 3.20.11 Документации установлено, что обращение о согласовании банка рассматривается в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения обращения. В случае если предложенный банк соответствует требованиям заказчика к кредитным качествам и платежеспособности банков, указанным в пункте 3.18.7 предоставление гарантии предложенным банком может быть согласовано.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

  1. Признать жалобу ООО НПО «Катод защита» (ИНН: 7805328887, ОГРН: 1157847363860) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295), оператора электронной площадки ООО «РТС-Тендер» (ИНН: 7710357167; ОГРН: 1027739521666) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 9194/ОАЭ-РЖДС/18 на право заключения договора поставки металлопроката (извещение № 31807384483) обоснованной.

  2. Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушения части 1 статьи 2, части 11 статьи 4, признать в действиях ООО «РТС-Тендер» нарушение части 7 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-Тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 12.02.2019 № 223ФЗ-168/19.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО НПО "Катод Защита"
ИНН 7805328887, ОГРН 1157847363860
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666