Решение №28/62444/23 Решение 223ФЗ-290/23 от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-290/23

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

01.08.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

<...>: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнение работ по текущему ремонту ИТ-оборудования в вагонах пассажирских поездов для нужд <...> (извещение № 31880/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/Д, размещенное на сайте https://www.comita.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик)
при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнение работ
по текущему ремонту ИТ-оборудования в вагонах пассажирских поездов для нужд
<...> (извещение № 31880/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/Д, размещенное на сайте https://www.comita.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия
антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке
товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным
решением совета директоров <...> от 01.09.2022 (протокол № 4)
(в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров
<...> от 22.02.2023 (протокол № 14)) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 31.05.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 205 456 957, 52 руб.;

  3. Максимальное значение цены на выполнение работ по ТР ИТ-оборудования – 1 035 402 833, 60 руб.

  4. Сумма цен единиц работ по ТР ИТ-оборудования – 42 085 421, 60 руб.

  5. Дата окончания срока подачи заявок – 22.06.2023;

  6. На участие в Конкурсе подано 6 заявок участников закупки,
    из них 5 заявок признаны соответствующими требованиям Документации;

  7. Дата рассмотрения заявок – 10.07.2023;

  8. Дата подведения итогов Конкурса – 11.07.2023;

  9. По результатам подведения итогов победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационном номером «4» с предложением о цене договора на оказание услуг по ТО ИТ-оборудования в размере 951 105 539,48 руб., на выполнение работ по ТР ИТ-оборудования в вагонах пассажирских поездов (сумма цен единиц работ и услуг) – 29 670 222, 23 руб.

В ходе заседания 27.07.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения
материалов Жалобы срок рассмотрения продлен до 01.08.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом оценена заявка Заявителя
по подкритерию «Квалификация персонала» критерия «Квалификация участника»
(далее – Подкритерий).

2. Заказчиком ненадлежащим образом оценена заявка Победителя
по критерию «Цена договора» (далее – Критерий).

3. Заказчиком в Документации неправомерно не установлен порядок осуществления дополнительного запроса ценообразования в случае применения участником закупки антидемпинговых мер, а также основания их применения либо неприменения к участникам закупки.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия,
справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений
конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке,
окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений
на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные
положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен Подкритерий,
в соответствии с которым установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса: «Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки, в соответствии с пунктом 2.5 приложения № 1.4 к Документации следующим образом:

Оценивается путем деления количества персонала, имеющего допуск
к работе в электроустановках до 1000 В не ниже третьей группы
по электробезопасности, задействованного в оказании услуг, выполнении работ, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на минимально необходимое количество персонала, имеющего допуск к работе в электроустановках до 1000 В
не ниже третьей группы по электробезопасности, для оказания услуг, выполнения работ (75 работников), по формуле:

Пj

Aj = ____ * 20, где:

Пmin

j=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество персонала, имеющего допуск к работе в электроустановках до 1000 В не ниже третьей группы по электробезопасности, задействованного
в оказании услуг, выполнении работ, имеющегося у j-ого участника;

Пmin – 75 работников (минимально необходимое количество персонала, имеющего допуск к работе в электроустановках до 1000 В не ниже третьей группы по электробезопасности, для оказания услуг, выполнения работ).

20 – максимально возможное количество баллов.

В случае, если количество персонала, имеющего допуск к работе
в электроустановках до 1000 В не ниже третьей группы по электробезопасности, имеющегося у j-ого участника, больше или равно Пmin, то участнику присваивается максимально возможное количество баллов.

0 баллов – в случае непредставления документов, указанных в пункте
2.5 приложения № 1.4 к Документации».

При этом в подтверждение наличия квалифицированного персонала
по Подкритерию участник в составе заявки представляет, в том числе:

– документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации
(с указанием ФИО, даты рождения, реквизитов гражданско-правовых договоров
или трудовых договоров с работниками или иных договоров на оказание услуг
по предоставлению персонала, информации о действующих удостоверениях,
ИНН, СНИЛС, реквизитов паспортов гражданина Российской Федерации
и/или разрешений на работу и/или патентов и/или документов о статусе беженца, выданные в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае привлечения иностранных граждан));

– согласие на обработку персональных данных, подготовленное по форме согласия на обработку персональных данных персонала участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации, на каждого работника, указанного
в документе, подготовленном по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 Документации;

действующие гражданско-правовые договоры и/или трудовые договоры
с работниками и/или иные договоры на оказание услуг по предоставлению персонала;

– действующие удостоверения для специалистов с группой
по электробезопасности до 1000 В не ниже третьей группы и т.д.

Согласно пункту 3.6.29 раздела 3 Документации установлено, что оценка заявок осуществляется по критериям и в порядке, указанным в приложении № 1.4
к Документации, на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями Документации, а также документов, перечисленных в приложении № 1.4 Документации.

Из пункта 3.6.32 части 3 Документации следует, что в случае
если информация, необходимая для оценки заявки не представлена участником,
но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявка по соответствующему критерию оценивается в 0 баллов.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок участников закупки
от 17.07.2023 № 31880/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/Д/1 при расчете баллов
по Подкритерию Заказчиком принято решение присвоить заявке Заявителя
10,13 баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика
сообщил, что Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлены требуемые документы и сведения о наличии квалифицированного персонала
в соответствии с пунктом 2.5 приложения № 1.4 к Документации, а именно:
форма сведений о персонале участника, согласия на обработку персональных данных, гражданско-правовые договоры (далее – Договоры) и другие необходимые сведения в рамках Подкритерия в отношении 112 человек.

Вместе с тем сведения о 75 сотрудниках не приняты Заказчиком к оценке при расчете баллов по Подкритерию, поскольку на момент окончания подачи заявки на участие в Конкурсе срок действия Договоров в отношении указываемых сотрудников истек 31.03.2023 (например, договор от 01.01.2023
№ 6.6.1/23-1-40/3 между Заявителем и гражданином <...>, договор
от 01.01.2023 № 1.1.5/23-1-040/3 между Заявителем и гражданином
<...> и др.).

По мнению Заявителя, Договоры в отношении не принятых Заказчиком
к оценке по Подкритерию 75 сотрудников являются действующими, поскольку согласно положениям гражданского законодательства (пункт 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации) договор, в котором
не предусмотрено условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим
до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Вместе с тем Заявитель указывает, что в разделах 4 Приложений № 1
«Гарантийные обязательства» Договоров установлены гарантийные сроки
на оказанные исполнителем услуги и выполненные работы, составляющие
не менее 6 месяцев и 12 месяцев с момента подписания акта приема-сдачи выполненных работ, что свидетельствует, по мнению Заявителя,
о действительности представленных Договоров.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы дела, установила, что окончание сроков действия Договоров установлено по 31.03.2023.

При этом из положений Договоров следует, что «под термином «гарантийные сроки на выполненные работы/оказанные услуги Исполнителем» подразумевается распространение условий гарантийных обязательств исключительно на произведенные Исполнителем работы», следовательно,
в отношении рассматриваемого Конкурса не применимо.

Кроме того, оценка заявки Заявителя осуществлена Заказчиком
в соответствии с порядком, установленным Подкритерием, в связи с чем действия Заказчика не нарушают требования Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации.

Изучив вышеизложенные обстоятельства дела, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено,
что комплект документов в отношении 75 сотрудников, представленных Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия квалифицированного персонала, не соответствует требованиям Документации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, присвоившего заявке Заявителя 13,13 баллов по Подкритерию,
не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом оценена заявка Победителя по Критерию.

Пунктом 1.1 приложения № 1.4 Документации установлен Критерий.

В соответствии с пунктами 3.13.2.1 и 3.13.2.2 раздела 3 Документации установлено, что «независимо от применения антидемпинговых мер, предусмотренных пунктом 1.4 к Документации, заказчик имеет право применить следующие антидемпинговые меры:

при обнаружении предложений, стоимость которых ниже среднеарифметической цены всех поданных участниками предложений более чем
на 15%, заказчик имеет право запросить дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности такого снижения цены, а при отсутствии обоснованных разъяснений отклонить заявку;

заявки участников, содержащие минимальное и максимальное предложение по цене, могут быть отклонены. Отклонению подлежат одновременно максимальное и минимальное предложения по лоту».

По мнению Заявителя, Победителем предложена демпинговая цена, сниженная более чем на 15%, в связи с чем согласно положениям Документации, Заказчик имеет право применить пункты 3.13.2.1 и 3.13.2.2 раздела 3 Документации.

Комиссия ФАС России, изучив заявку Победителя, установила,
что Победителем демпинговая цена не предлагалась, в связи с чем Заказчиком
в рамках оценки заявки Победителя по Критерию антидемпинговые меры
не применялись.

Таким образом, действия Заказчика, оценившего заявку Победителя
в 30 баллов, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации, в связи с чем довод Жалобы в вышеуказанной части не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно
не установлен порядок осуществления дополнительного запроса ценообразования в случае применения участником закупки антидемпинговых мер, а также основания
их применения либо неприменения к участникам закупки.

Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным доводом Жалобы
Заявителем обжалуются положения Документации.

Частью 11 статьи 3 Закона о закупках установлено, что после окончания
установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок
на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно
действия (бездействие), совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению
закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких
действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте Оператора, дата
и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.06.2023.

Вместе с тем Жалоба, содержащая в том числе довод на положения
Документации, направлена Заявителем в ФАС России 21.07.2023, то есть после
окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

Учитывая изложенное, довод на положения Документации, представленный
в Жалобе, не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнение работ по текущему ремонту ИТ-оборудования в вагонах пассажирских поездов для нужд АО «ФПК» (извещение № 31880/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/Д, размещенное на сайте https://www.comita.ru) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны