Решение №28/34762/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-163/23 от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-163/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.04.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу <...> от 18.04.2023 № 252/01 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку внутритрубного диагностического комплекса (ВДК) (извещение
№ 32312231759), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 18.04.2023 № 252/01 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку внутритрубного диагностического комплекса (ВДК) (извещение № 32312231759) (далее – Конкурентный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (протокол от 30.06.2021 № 155) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров <...> от 20.09.2022 (протокол № 180) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), документацией о проведении Конкурентного отбора (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте единой информационной системы
    в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 28.03.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 143 011 560 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурентном отборе – 19.04.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 30.06.2023.

В ходе заседания 25.04.2023 Комиссией ФАС России с целью полного
и всестороннего изучения представленных материалов объявлен перерыв
до 27.04.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурентного отбора права
и законные интересы Заявителя нарушены ввиду нижеследующего:

  1. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки;

  2. Заказчиком в Документации неправомерно установлен механизм банковского сопровождения договора и обязанность победителя Конкурентного отбора открывать для расчета с Заказчиком счет исключительно в <...>;

  3. Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования
    к участникам закупки о наличии трудовых ресурсов, материально-технических ресурсов, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, а также
    требования о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям Документации;

  4. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки сведений о цепочке собственников и (или) бенефициаров;

  5. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация участника» (далее – Подкритерий № 1) нестоимостного критерия;

  6. Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов
    у участников закупки.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурентного отбора Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами информационной открытости, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке
не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с Извещением, Документацией предметом закупки является разработка внутритрубного диагностического комплекса
(далее – ВДК).

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки, ввиду того, что в техническом задании Документации отсутствуют показатели, необходимые исполнителю по договору, заключаемому
по результатам Конкурентного отбора, для исполнения обязательств
по разработке ВДК.

Например, в таблице 5.2 технического задания Документации содержится указание на дефекты, подлежащие выявлению, а также
на требование к глубине указанных дефектов. При этом
в таблице 5.2 технического задания Документации отсутствуют требования
к длине и ширине дефектов, подлежащих выявлению, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в указанной редакции техническое задание Документации является неисполнимым.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заказчиком в техническом задании Документации в полном объеме указаны параметры, необходимые исполнителю по договору, заключаемому
по результатам Конкурентного отбора, для исполнения обязательств
по разработке ВДК.

В части отсутствия показателей длины и ширины дефектов, подлежащих выявлению, представитель Заказчика сообщил, что с целью удовлетворения потребности Заказчика в техническом задании Документации установлены требования в отношении ключевого показателя, выявление которого должен осуществлять разрабатываемый ВДК, а именно глубины дефекта – 1,0 мм,
1,5 мм (в зависимости от типа коррозии, канавки).

Таким образом, изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Документации и Положения о закупке.

Вместе с тем Заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлен механизм банковского сопровождения договора и обязанность победителя Конкурентного отбора открыть для расчета с Заказчиком счет исключительно в <...>.

В соответствии с пунктами 4.2.15, 4.2.16 раздела 4 Документации
в целях обеспечения контроля за целевым использованием денежных средств
и мониторинга расчетов по договору, заключаемому по итогам Конкурентного отбора (далее – Сопровождаемый договор), организатором (Заказчиком) применяется механизм банковского сопровождения Сопровождаемого договора.
При этом банковское сопровождение договора осуществляется
<...> в соответствии с разделом 10 Документации.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных
от Центрального банка Российской Федерации ведется перечень банков, отвечающих требованиям указанным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому для включения в перечень Министерства финансов РФ банк должен удовлетворять следующим требованиям:

– наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

– наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее
1 000 000 000 рублей;

– соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

– отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации
об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вышеуказанный перечень ведется и подлежит размещению
на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включает многочисленное количество банков, отвечающий требованиям, перечисленным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для осуществления взаиморасчетов участник закупки вправе воспользоваться услугами банков, указанных в вышеуказанном перечне,
а не исключительно услугами <...>.

Кроме того, осуществление взаиморасчетов с использованием счетов
в иных банках не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств
по договору, а также налагает обременения на участника закупки в случае признания его победителем по результатам закупочной процедуры в виде обязанности по открытию счета в указанном в Документации Заказчиком банке, что может привести к ограничению количества участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащее требование о механизме банковского сопровождения договора исключительно <...>, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии трудовых ресурсов, материально-технических ресурсов, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, а также требования о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям Документации.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке,
а также требования к участникам такой закупки.

Подпунктами 2, 3, 4 пункта 8.2 раздела 8 «Техническая часть» Документации (далее – Техническая часть) установлены следующие требования к участникам Конкурентного отбора:

«Наличие сотрудников для выполнения работ не менее 10 чел., а именно:

- специалист, имеющий высшее образование по следующей специальности или направлению: робототехника - не менее 1 чел.;

- специалист, имеющий высшее образование по следующим специальностям: конструирование и технология электронных средств и/или конструирование и производства радиоаппаратуры/конструирование
и производство электронно-вычислительной аппаратуры/вычислительные комплексы, системы и сети - не менее 2 чел.;

- специалист, имеющий высшее образование по следующей специальности или направлению: промышленная теплоэнергетика - не менее 1 чел.;

- специалист неразрушающего контроля в области ВиК и/или УК – не менее 3 чел.;

- слесарь следующих специализаций: слесарь-ремонтник и/или слесарь механосборочных работ и/или слесарь по сборке металлоконструкций и/или электрослесарь по ремонту электрических машин и/или слесарь-механик электромеханических приборов и систем – не менее 3 чел.

Наличие материально-технических ресурсов (собственных
или арендованных) для выполнения работ:

- вертикально-фрезерный обрабатывающий центр (станок) - не менее
1 ед.;

- токарно-револьверный центр (станок) для изготовления прототипов, образцов и серийных изделий – не менее 1 ед.

Участник должен иметь опыт выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету конкурентного отбора * (договоры, завершенные
за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке), на сумму не менее 50% от суммы начальной максимальной цены договора без НДС.

В случае наличия у участника опыта выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету конкурентного отбора, менее чем 50% от суммы начальной максимальной цены договора без НДС, комиссия вправе отклонить такое предложение из-за несоответствия предложения на участие в процедуре закупки требованиям закупочной документации.

* Опыт выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету конкурентного отбора – опыт выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету закупки - выполнение работ/оказание услуг по разработке и/или отладке и/или испытаниям и/или регулировке прибора для внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей».

При этом в подтверждение соответствия вышеуказанным требованиям участникам закупки в составе заявки необходимо представить следующие документы:

- копии трудовых книжек или трудовых /гражданско-правовых договоров, копии документов о профессиональном образовании, копии свидетельств (аттестатов) о повышении квалификации, копии удостоверений;

- копии документов на право собственности или аренды (ОС-1, товарные накладные, договоры аренды или иные документы, подтверждающие право владения и/или пользования материально-техническими ресурсами;

- копии договоров и актов выполненных работ/оказанных услуг.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2.6.6 пункта 2.6 раздела 2 «Порядок проведения Конкурентного отбора» Документации по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках, проведенных организатором, комиссия по осуществлению закупки Заказчика вправе отклонить заявку участника закупки, в том числе в следующих случаях:

– отсутствие документов, определенных Документацией, а также их ненадлежащее оформление, предусмотренное к порядку заполнения документов Заявки, указанному в инструкциях о заполнении форм документов, определенных Документацией, а также в иных разделах Документации. Отсутствие в ценовом предложении (форма 6 раздела 7 Документации) информации о стране происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения Заявки на участие в закупке и такая Заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

– отсутствие копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» подпункта 9 пункта Положения о закупке (в случае если данное требование установлено в разделе 8 Документации);

– отсутствие у участников закупки соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки
(в соответствии с требованиями установленными в разделе 8 Документации);

– неосуществление участниками закупки за последние 3 (три) года, предшествующих дате окончания срока подачи Заявок на участие в Конкурентном отборе, поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, аналогичных поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, являющихся предметами закупок (если данное требование установлено в разделе 8 Документации).

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что вышеуказанные требования к участникам закупки установлены с целью обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому
по результатам Конкурсного отбора, поскольку участник закупки, не обладающий необходимыми материально-техническими, трудовыми ресурсами, а также опытом выполнения аналогичных предмету закупки работ, может не привлечь необходимые для выполнения работ и оказания услуг материально-технические и кадровые ресурсы, что приведет к нарушению срока исполнения обязательств по договору и убыткам Заказчика.

Изучив положения Технической части, Комиссия ФАС России установила, что требование о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ является неправомерным, поскольку
не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурентного отбора.

Кроме того, требования о наличии у участников закупки на момент подачи заявки соответствующих материально-технических и трудовых ресурсов является избыточным и не влияют на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурентного отбора, поскольку такие трудовые и материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, в связи с чем установленные вышеуказанных требований налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупочной процедуре.

По мнению Комиссии ФАС России, установление Заказчиком вышеуказанных требований к участникам закупки необоснованно ограничивает количество участников закупки и не соответствует требованиям Закона о закупках.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требований к участникам закупки о наличии трудовых ресурсов, материально-технических ресурсов, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ по предмету закупки, а также требование о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки сведений о цепочке собственников и (или) бенефициаров

Пунктами 7.4.2, 7.4.7 формы 4 раздела 7 «Образцы форм документов, включаемых в заявку» Документации установлено, что участник закупки
в составе заявки на участие в закупке предоставляет информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением необходимых документов.

Вместе с тем в случае если участником Конкурентного отбора,
с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных
бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов с подтверждением соответствующих документов,
не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций, что может привести
к отклонению Заказчиком заявки, ввиду предоставления недостоверных сведений.

При этом представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, на этапе подачи заявки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки сведений о цепочке собственников и (или) бенефициаров, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

5. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки
по Подкритерию № 1 нестоимостного критерия.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное предусмотрено пунктами 7.3.1.14 и 7.3.1.15 Положения
о закупке.

Подпунктом 1 подраздела 2.3 раздела 9 «Методика оценки заявок
на участие в конкурентных закупках» Документации установлен
Подкритерий № 1 (коэффициент значимости 60 %), предметом оценки которого является, в том числе «опыт выполнения работ/оказания услуг за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие
в закупке в соответствии с формой, приведенной в Документации «Справка об выполнении аналогичных договоров.

Представленные договоры оцениваются при соблюдении следующих параметров:

- соответствие тематики (предмету закупки, в соответствии
с требованиями об опыте участника, указанными в Документации);

- наличие копии (позволяющей идентифицировать: предмет работ/услуг, срок исполнения Договора, объем/стоимость) выполненного договора
(в соответствии со справкой об опыте выполнения аналогичных работ/услуг)
и документов, подтверждающих полное исполнение такого договора.

За каждый договор – 1,5 балла.

Максимальный балл - 30.

Максимальное количество запрашиваемых Договоров не более 20».

Изучив вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия ФАС России установила, что участникам закупки, предоставившим по Подкритерию № 1, например, сведения в отношении 2 договоров на общую сумму 900 000 000 рублей, будет присвоено 3 балла. При этом участники закупки, предоставившие сведения в отношении 10 договоров на общую сумму в размере 750 000 000 рублей, получат 15 баллов, что свидетельствует
об отсутствии объективности и пропорциональной зависимости между предметом оценки и начисляемым количеством баллов участнику закупки
по Подкритерию № 1.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки по Подкритерию № 1 противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

6. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки.

В соответствии с пунктом 1.18.6 раздела 1 «Общие положения» Документации организатор вправе запросить у участника разъяснения положений поданной им заявки, а также предоставление отсутствующих документов, определенных Документацией на стадии формирования итогового протокола и подведения результатов (итогов) закупки путем направления официального запроса участнику. Обмен информацией между участником конкурентного отбора и организатором, связанной с получением разъяснений положений поданной им заявки, а также предоставление отсутствующих документов, определенных Документацией, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Организатор не несет ответственности за неполучение участником письменного запроса организатора, связанными с техническими или организационными причинами со стороны участника. Срок предоставления ответа участником указывается организатором в запросе. Организатор устанавливает срок приема разъяснений и документов: не менее 2 (двух) рабочих дней с момента направления организатором запроса о разъяснении положений поданной участником заявки, а также предоставления отсутствующих документов, определенных Документацией.

Вместе с тем возможность получения дополнительной информации
и документов, с учетом указанного положения Документации, полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что может привести к дискриминации участников закупки, а также создать преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении дозапроса документов,
как и изменение в результате дозапроса тех сведений, которые могут повлиять на оценку заявок участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, предусмотревшего в Документации возможность осуществления дополнительного запроса информации и документов
у участников закупки, ограничивают количество участников закупки
и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 18.04.2023 № 252/01 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на разработку внутритрубного диагностического комплекса (ВДК) (извещение № 32312231759) обоснованной в части:

– установления ненадлежащего механизма банковского сопровождения договора и требования, предусматривающего обязанность победителя Конкурентного отбора открывать для расчета с Заказчиком счет исключительно
в <...>;

– установления в Документации неправомерных требований к участникам закупки о наличии трудовых ресурсов, материально-технических ресурсов, опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, а также требования
о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанным требованиям Документации;

– установления в Документации неправомерного требования
к участникам закупки о представлении в составе заявки сведений о цепочке собственников и (или) бенефициаров;

– установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1 нестоимостного критерия;

– установления в Документации права Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки.

  1. Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  2. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 27.04.2023 по делу № 223ФЗ-163/23.

  3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
    от 27.04.2023 по делу № 223ФЗ-163/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны