Решение №28/3297/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-13/24 от 18 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-13/24
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Монтажспецстрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
15.01.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>
членов Комиссии ФАС России:
<...>.,
<...>.,
при участии представителя:
АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения
и водоотведения»:<...> (доверенность от 10.05.2023 № 29),
представители ООО «НЦТ», ООО «Монтажспецстрой» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Монтажспецстрой» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по строительству внутригородских канализационных коллекторов г. Махачкалы для нужд АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» (извещение № 32313080638), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Монтажспецстрой»
(далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения
и водоотведения» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ
по строительству внутригородских канализационных коллекторов г. Махачкалы для нужд АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения
и водоотведения» (извещение № 32313080638) (далее – Жалоба, Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о необходимости выдачи предписания.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг АО «Единый оператор Республики Дагестан
в сфере водоснабжения и водоотведения» (с изменениями и дополнениями
в новой редакции от 28.12.2022), утвержденным решением Совета директоров
(далее – Положение о закупке).
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона
о закупках .
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений
(далее – Извещение), закупочной документацией Заказчика (далее – Документация), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
-
Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 13.12.2023;
-
начальная (максимальная) цена договора – 2 829 067 480 руб.;
-
дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 26.12.2023;
-
дата рассмотрения заявок – 26.12.2023;
-
на участие в Запросе предложений подана 1 заявка, допущенная
к участию в Запросе предложений; -
дата подведения итогов Запроса предложений – 26.12.2023;
-
по результатам подведения итогов победителем признано
ООО «Современные системы реновации» с предложением о цене договора
в размере 2 829 000 000 руб.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 10.01.2024 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 15.01.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию «Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки» (далее – Критерий).
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.
В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.
Подпунктом 2 пункта 6.2 Документации установлен Критерий, согласно которому: «к учету принимаются подтвержденные сведения о договорах/ контрактах на выполнение аналогичных работ, сведения о которых имеются
в ЕИС (реестр договоров/контрактов по 223/44 - ФЗ) заключенные и исполненные в период с 2021 года по дату подачи заявки участника закупки включительно, предоставленные по форме 6 раздела 9 «Формы документов» Документации.
Максимальное количество баллов по данному критерию присваивается заявке участника закупки, предоставившего сведения о договорах, контрактах
на выполнение аналогичных работ, на наибольшую сумму (суммарную цену договоров). Оценка заявок следующих участников закупки рассчитывается исходя
из пропорционального соотношения к заявке, получившей наибольший балл
по данному критерию.
0 баллов по данному критерию присваивается заявке, в которой отсутствуют подтвержденные сведения об опыте выполнения аналогичных работ.
Для подтверждения указанных сведений участник должен в составе заявки предоставить копии:
- страниц(ы) договора с предметом договора, точным адресом объекта, сроками выполнения работ, стоимостью работ, других страниц, подтверждающих аналогичность работ, если данные сведения не указаны в предмете договора;
- страниц(ы) договора с реквизитами, печатями (при их наличии)
и подписями сторон;
- соответствующих актов сдачи-приёмки работ или иных документов, подтверждающих выполнение и приёмку работ».
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Запроса предложений
по Критерию, поскольку представленные в составе заявки участника закупки договоры, не размещенные в ЕИС, не будут учитываться Заказчиком при расчете баллов по Критерию.
Вместе с тем из Жалобы следует, что порядок оценки заявок участников закупки по Критерию не позволяет набрать максимальное количество баллов участникам закупки, представившим договоры, которые заключены ранее
2021 года и исполнены в течение 3 лет.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанный порядок оценки позволяет наилучшим образом выявить подрядчика (исполнителя) по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, способного надлежащим образом исполнить обязательства
в сроки, предусмотренные Документацией, а именно в течение 3 лет.
Кроме того, по мнению Заказчика, принятие к учету по Критерию договоров, сведения о которых размещены в ЕИС, снижает риски Заказчика в части присвоения баллов по Критерию недобросовестному участнику закупки, представившему в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта по Критерию недостоверные сведения и подложные документы.
Изучив представленные материалы, а также выслушав представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила, что согласно порядку оценки
по Критерию договоры, заключенные в рамках гражданско-правовых отношений, сведения о которых не размещены в ЕИС, и представленные участником закупки
в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта для расчета баллов
по Критерию, не будут учтены Заказчиком при оценке заявки такого участника
по Критерию, что не позволяет участнику закупки, обладающего
опытом выполнения работ, аналогичных предмету Запроса предложений,
набрать максимальное количество баллов, что, в свою очередь, создает дискриминирующие условия и ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, порядок оценки заявок участников закупки по Критерию
не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора и объективно сопоставить заявки участников, поскольку участнику закупки, представившему
в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта по Критерию договоры, заключенные ранее 2021 года и исполненные в 2022, 2023 годах,
будет присвоено 0 баллов.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, нарушают пункты 13, 14 части 10
статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу ООО «Монтажспецстрой» (ИНН: 0544006230;
ОГРН: 1110544000050) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения
и водоотведения» (ИНН: 0554008950; ОГРН: 1220500004900) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по строительству внутригородских канализационных коллекторов
г. Махачкалы, для нужд АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» (извещение № 32313080638) обоснованной.
2. Признать АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения
и водоотведения», ООО «НЦТ» выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 15.01.2024 № 223ФЗ-13/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России:
Члены Комиссии ФАС России: |
<...>
<...>
<...> |