Решение №28/26187/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-134/23 от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-134/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

03.04.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

<...>: <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 16.03.2023 № 17/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку с монтажом железобетонных пассажирских платформ с комплектующими к ним изделиями и материалами для станций БАМ по Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств (извещение № 300/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 16.03.2023 № 17/23 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку с монтажом железобетонных пассажирских платформ с комплектующими к ним изделиями и материалами для станций БАМ по Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств (извещение № 300/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках,
другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии
с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд
<...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (в редакции от 01.02.2023 (протокол № 8)) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), документацией о проведении Конкурса
(далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.02.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 799 977 141, 60 рубль;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 20.03.2023;

  4. На участие в Конкурсе подана 1 заявка;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 21.03.2023;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок единственная заявка участника признана не соответствующей требованиям Документации,
    в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 22.03.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен
до 03.04.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, ввиду следующего:

  1. Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание предмета закупки.

  2. Заказчиком предоставлены разъяснения положений Документации, изменяющие ее суть.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств
на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных
на сокращение издержек заказчика.

  1. Из Жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание предмета закупки, поскольку в Документации отсутствует ведомость объемов работ, сметные расчеты и технические характеристики в отношении каждой позиции подлежащего к поставке товара.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках
(при необходимости).

Пунктом 1 части 10 статьи 4 установлено, что в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком
и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара,
к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных
с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Приложением № 1.1 к Документации определен перечень платформ,
на которые необходимо осуществить поставку, а также выполнить монтажные работы указанных в приложении № 1 к техническому заданию Документации элементов.

При этом приложением № 1 к техническому заданию Документации установлена спецификация (далее – Спецификация), в соответствии с которой поставке подлежат 8 позиций комплектующих элементов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что отсутствие ведомости объемов работ, подлежащих выполнению
при исполнении договора, заключаемого по результатам Конкурса,
а также отсутствие сметных расчетов и технических характеристик
в отношении каждой позиции подлежащего к поставке товара в соответствии
с Документацией является неправомерным, поскольку не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать техническое предложение на этапе подачи заявок.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что предметом Конкурса является поставка с монтажом железобетонных пассажирских платформ с комплектующими к ним изделиями и материалами. Вместе с тем монтаж платформ подразумевает ее сборку
из соответствующих комплектующих элементов.

Также представители Заказчика пояснили, что в Спецификации содержится порядок производства монтажных работ, а также указаны исчерпывающие характеристики подлежащих к поставке элементов платформ.

Например, в отношении позиции № 2 Спецификации указано следующее:

«– Ограждение платформы (3,0х1,2);

Высоту сварных швов принять равной минимальной толщине свариваемых элементов;

Сварку производить электродами 342 ГОСТ 9467-75;

Металлические элементы покрыть 2 слоями эмали ПФ-115
по грунтовке ГФ-021;

Ограждение окрасить согласно корпоративным цветам ОАО «РЖД»
в цветовой системе RAL;

Стойки ограждения по концам платформы в двух местах соединить
с бортовочным уголком заземляющей полосой (полосу 50х5) и с помощью вертикального спуска (полоса 50х5) с магистральной заземляющей полосой (полосу 50х5). Все соединения элементов выполнять на сварке».

Кроме того, по вопросу отсутствия информации о стоимости каждого закупаемого изделия и отдельных видов монтажных работ представители Заказчика сообщили, что в соответствии с разъяснениями положений Документации от 15.03.2023 б/н в стоимость поставки и монтажа комплектов платформ включена стоимость всех необходимых товаров, стоимость монтажных работ, расходных материалов, транспортные расходы, расходы на подготовку смонтированных платформ к эксплуатации (в том числе восстановление прилегающей территории, вывоз и утилизация строительного мусора), а также любые другие расходы, которые возникнут или могут возникнуть в ходе выполнения работ по поставке и монтажу платформ в границах действующих железнодорожных станций.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком в Документации указана необходимая информация, позволяющая участникам закупки сформировать техническое предложение
на этапе подачи заявок.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

  1. Из Жалобы следует, что Заказчиком предоставлены разъяснения положений Документации, изменяющие ее суть.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации
о закупке.

При этом частью 4 статьи 3.2 Закона о закупках установлено,
что разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в адрес Заказчика направлены запросы о даче разъяснений положений Документации от 11.03.2023 № 492326, от 13.03.2023 № 492434 в части уточнения условий технического задания Документации.

Вместе с тем, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно
не продлен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, ввиду того,
что предоставленная по результатам разъяснений положений Документации информация изменяет Документацию.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком предоставлены разъяснения положений Документации в сроки, удовлетворяющие требованиям Закона о закупках, а именно 15.03.2023
и 16.03.2023. При этом указанные разъяснения не изменяют предмет закупки
и существенные условия проекта договора, а лишь дополняют их.

Например, в соответствии с запросом о даче разъяснений положений Документации от 13.03.2023 № 492432 участнику закупки требовался
для ознакомления документ «ТУ 584121-001-82167534-2013», указание
на который содержится в Документации.

При этом по результатам предоставления разъяснений положений Документации Заказчиком на сайте Оператора опубликован указанный документ, в том числе на основании которого сформировано описание технических характеристик позиции № 1 Спецификации.

Таким образом, предоставленные Заказчиком разъяснения положений Документации не противоречат требованиям Закона о закупках, Документации и Положения о закупке, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> от 16.03.2023 № 17/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора
на поставку с монтажом железобетонных пассажирских платформ
с комплектующими к ним изделиями и материалами для станций
БАМ по Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств

(извещение № 300/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны