Решение №28/26187/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-134/23 от 6 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-134/23
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
03.04.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
<...>: <...>, <...>,
<...>: <...>,
представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 16.03.2023 № 17/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку с монтажом железобетонных пассажирских платформ с комплектующими к ним изделиями и материалами для станций БАМ по Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств (извещение № 300/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 16.03.2023 № 17/23 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку с монтажом железобетонных пассажирских платформ с комплектующими к ним изделиями и материалами для станций БАМ по Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств (извещение № 300/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках,
другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии
с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (в редакции от 01.02.2023 (протокол № 8)) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), документацией о проведении Конкурса
(далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (исполнителя, подрядчика):
-
Извещение размещено на сайте Оператора – 28.02.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 799 977 141, 60 рубль;
-
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 20.03.2023;
-
На участие в Конкурсе подана 1 заявка;
-
Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
в Конкурсе – 21.03.2023; -
По результатам рассмотрения первых частей заявок единственная заявка участника признана не соответствующей требованиям Документации,
в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 22.03.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен
до 03.04.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, ввиду следующего:
-
Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание предмета закупки.
-
Заказчиком предоставлены разъяснения положений Документации, изменяющие ее суть.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств
на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных
на сокращение издержек заказчика.
-
Из Жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание предмета закупки, поскольку в Документации отсутствует ведомость объемов работ, сметные расчеты и технические характеристики в отношении каждой позиции подлежащего к поставке товара.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках
(при необходимости).
Пунктом 1 части 10 статьи 4 установлено, что в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком
и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара,
к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных
с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приложением № 1.1 к Документации определен перечень платформ,
на которые необходимо осуществить поставку, а также выполнить монтажные работы указанных в приложении № 1 к техническому заданию Документации элементов.
При этом приложением № 1 к техническому заданию Документации установлена спецификация (далее – Спецификация), в соответствии с которой поставке подлежат 8 позиций комплектующих элементов.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что отсутствие ведомости объемов работ, подлежащих выполнению
при исполнении договора, заключаемого по результатам Конкурса,
а также отсутствие сметных расчетов и технических характеристик
в отношении каждой позиции подлежащего к поставке товара в соответствии
с Документацией является неправомерным, поскольку не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать техническое предложение на этапе подачи заявок.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что предметом Конкурса является поставка с монтажом железобетонных пассажирских платформ с комплектующими к ним изделиями и материалами. Вместе с тем монтаж платформ подразумевает ее сборку
из соответствующих комплектующих элементов.
Также представители Заказчика пояснили, что в Спецификации содержится порядок производства монтажных работ, а также указаны исчерпывающие характеристики подлежащих к поставке элементов платформ.
Например, в отношении позиции № 2 Спецификации указано следующее:
«– Ограждение платформы (3,0х1,2);
– Высоту сварных швов принять равной минимальной толщине свариваемых элементов;
– Сварку производить электродами 342 ГОСТ 9467-75;
– Металлические элементы покрыть 2 слоями эмали ПФ-115
по грунтовке ГФ-021;
– Ограждение окрасить согласно корпоративным цветам ОАО «РЖД»
в цветовой системе RAL;
– Стойки ограждения по концам платформы в двух местах соединить
с бортовочным уголком заземляющей полосой (полосу 50х5) и с помощью вертикального спуска (полоса 50х5) с магистральной заземляющей полосой (полосу 50х5). Все соединения элементов выполнять на сварке».
Кроме того, по вопросу отсутствия информации о стоимости каждого закупаемого изделия и отдельных видов монтажных работ представители Заказчика сообщили, что в соответствии с разъяснениями положений Документации от 15.03.2023 б/н в стоимость поставки и монтажа комплектов платформ включена стоимость всех необходимых товаров, стоимость монтажных работ, расходных материалов, транспортные расходы, расходы на подготовку смонтированных платформ к эксплуатации (в том числе восстановление прилегающей территории, вывоз и утилизация строительного мусора), а также любые другие расходы, которые возникнут или могут возникнуть в ходе выполнения работ по поставке и монтажу платформ в границах действующих железнодорожных станций.
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком в Документации указана необходимая информация, позволяющая участникам закупки сформировать техническое предложение
на этапе подачи заявок.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
-
Из Жалобы следует, что Заказчиком предоставлены разъяснения положений Документации, изменяющие ее суть.
В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации
о закупке.
При этом частью 4 статьи 3.2 Закона о закупках установлено,
что разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в адрес Заказчика направлены запросы о даче разъяснений положений Документации от 11.03.2023 № 492326, от 13.03.2023 № 492434 в части уточнения условий технического задания Документации.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно
не продлен срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, ввиду того,
что предоставленная по результатам разъяснений положений Документации информация изменяет Документацию.
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком предоставлены разъяснения положений Документации в сроки, удовлетворяющие требованиям Закона о закупках, а именно 15.03.2023
и 16.03.2023. При этом указанные разъяснения не изменяют предмет закупки
и существенные условия проекта договора, а лишь дополняют их.
Например, в соответствии с запросом о даче разъяснений положений Документации от 13.03.2023 № 492432 участнику закупки требовался
для ознакомления документ «ТУ 584121-001-82167534-2013», указание
на который содержится в Документации.
При этом по результатам предоставления разъяснений положений Документации Заказчиком на сайте Оператора опубликован указанный документ, в том числе на основании которого сформировано описание технических характеристик позиции № 1 Спецификации.
Таким образом, предоставленные Заказчиком разъяснения положений Документации не противоречат требованиям Закона о закупках, Документации и Положения о закупке, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> от 16.03.2023 № 17/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора
на поставку с монтажом железобетонных пассажирских платформ
с комплектующими к ним изделиями и материалами для станций
БАМ по Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств
(извещение № 300/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.