Решение №28/13324/22 Решение 223ФЗ-77/22 от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2019 года)"(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)









ПАО «Аэрофлот»


Арбат ул., д. 1,

119019, г. Москва


АО «Сбербанк-АСТ»


Большой Саввинский пер.,

д. 12, стр. 9,

Москва, 119435


ООО «Форест»


Бабакина ул., д. 5-а, помещ. 303,

г. Химки, 141407






РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-77/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Форест»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


16.02.2022 Москва


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – заместителя начальника
управления-начальник
а правового отдела № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Адигюзелова К.А.,

членов Комиссии ФАС России:

начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц № 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Дементьевой Г.С.,

начальника отдела рассмотрения жалоб Правового управления
Кореповой В.В.,

при участии представителей:

ПАО «Аэрофлот»: Морозовой О.В. (доверенность от 10.12.2021 77 АГ 8112856),

ООО «Форест»: Назыровой А.Ю. (доверенность от 10.02.2022 2/22), Шараповой А.Ю. (доверенность от 10.02.2022 № 1/22),

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Форест»
от 07.02.202217 на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Аэрофлот» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на
оказание услуг по санитарной обработке ВС ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32110957396), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
о защите конкуренции),


У С Т А Н О В И Л А:


В ФАС России поступила жалоба ООО «Форест» (далее – Заявитель)
от
07.02.202217 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Аэрофлот»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по санитарной обработке ВС ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32110957396) (далее Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация
о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, прото
колы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол,
а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Международный аэропорт Шереметьево», утвержденным решением
Совета директоров Акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево» (протокол от 10.08.2021 № 27)
(
далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее – Извещение, Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 17.12.2021;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 773 017 296, 38 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 11.01.2022;

4. На участие в Конкурсе подано 5 заявок участников закупки;

5. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе 18.01.2022;

6. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе – 19.01.2022;

7. К участию в Конкурсе допущены все участники закупки;

8. Дата подведения итогов Конкурса19.01.2022;

9. Победителем Конкурса является ООО «Центр дезинфекции», признанный уклонившимся от заключения договора;

10. Согласно итоговому протоколу от 28.01.202209-2-и/2022
ООО «Скайлин» занял второе место;

11. На основании пункта 8.16.2.1 Положения о закупке, Заказчиком принято решение о проведении закупки повторно.

В ходе заседания 14.02.2022 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до
16.02.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки
ООО «Скайлин» по показателю «Опыт проведения аналогичных работ».

2. Заказчиком нарушен срок подведения итогов по закупке.

3Заказчиком нарушен срок размещения разъяснения положений Документации в ЕИС в ответ на запрос о даче разъяснений Документации Заявителя.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки ООО «Скайлин» по показателю «Опыт проведения аналогичных работ».

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок
на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом
понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктами 11.9 и 11.10 Документации установлено, что заявке на участие
в закупке, получившей наибольший рейтинг, присваивается первый номер. Победителем признается участник, который предложил лучшее сочетание условий исполнения договора, и заявке которого присвоен первый номер.

Пунктом 11.5 предусмотрен следующий порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по критерию «Опыт проведения аналогичных работ» (коэффициент значимости критерия – 0,4) (далее – Критерий), согласно которому:


Пmax – максимальное количество представленных к оценке договоров
с актами среди указанных в заявках участников закупки;**

Пi – количество договоров с актами оцениваемого участника;**

** При этом, опыт проведения аналогичных работ – опыт проведения санитарных мероприятий в полном объеме (дезинсекция, дезинфекция, дератизация) на воздушных судах.

** В случае предоставления не полного комплекта документов (1 и последний лист договора + акт выполненных работ (без замечаний), данный договор не будет учтен при расчете баллов.

Пунктом 10.3.2.6 Документации установлено, что для подтверждения опыта проведения аналогичных работ, а именно проведение санитарных мероприятий
на ВС, необходимо предоставление копий, действующих / исполненных договоров (1 и последний лист + акт выполненных работ за последний месяц). Документы, предоставленные не в полном объеме, не учитываются при рассмотрении. Отсутствие указанной информации и документов не является основанием
для отклонения заявки.

Согласно итоговому протоколу № 09-2 и/2022 от 28.01.2022
(далее – Протокол) ООО «Скайлин» в составе заявки по Критерию представлены сведения о наличии опыта по предмету закупки в количестве 23 договоров, при этом Заказчиком при расчете баллов заявки Заявителя учтены сведения в отношении 12 договоров.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили сведения и сообщили, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки ООО «Скайлин» по Критерию, поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком учтены договоры, в актах оказанных услуг по которым подтвержден опыт оказания только одного вида запрашиваемых услуг, а не совокупности услуг по дезинсекции, дезинфекции, дератизации. По мнению Заявителя, ООО «Скайлин» представлено только два договора, подтверждающие опыт оказания услуг в полном объеме
по трем видам услуг.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку участника и пояснил, что ООО «Скайлин» представлены все документы в соответствии с Документацией, а именно представлены копии первых и последних листов договоров, а также акты на оказание услуг по предмету закупки.

Вместе с тем Заказчик сообщил, что при подсчете количества договоров
по предмету закупки, учитывались договоры
с актами на оказание услуг
по санитарной обработке любого из представленного вида услуг, без ограничения возможности получения баллов по Критерию тем участникам закупки, которые имеют опыт оказания услуг по санитарной обработке или по дезинсекции, или дезинфекции, или дератизации, в связи с чем Заказчиком принято решение
о присвоении
ООО «Скайлин» максимального количества баллов по Критерию.

Таким образом, изучив представленные материалы, заявку Победителя, пояснения сторон, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, оценившего заявку ООО «Скайлин» на участие в Конкурсе,
не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представителями Заявителя
не представлено доказательств, подтверждающих, что подлежащий к оценке опыт
по одному из видов
услуг по предмету закупки не может приниматься к оценке,
в связи с чем Комисси
я ФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушен срок подведения итогов
по закупке.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 9.8.4. Положения о закупке установлено, что протокол подписывается членами закупочной комиссии, присутствовавшими на заседании,
в день подведения итогов конкурса и утверждается (подписывается) одним
из руководителей заказчика в соответствии с внутренними процедурами. Указанный протокол размещается заказчиком не позднее чем через три дня со дня утверждения (подписания) в ЕИС.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и сообщили, что подведение итогов согласно информации, размещенной в ЕИС должно состояться 19.01.2022. Вместе с тем согласно Протоколу итоги
по закупке подведены Заказчиком 28.01.2022.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившееся в нарушении сроков подведения итогов по закупке, нарушают положения части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушен срок размещения разъяснения положений Документации в ЕИС в ответ на запрос о даче разъяснений Документации Заявителя.

Частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупке
и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения
об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 1.4.2 Документации дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений Извещения о закупке – 30.12.2021 12:00.

При этом пунктом 1.4.2 Документации установлено, что в течение трёх рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о закупке и размещает их в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что 24.12.2021 Заявителем в адрес Заказчика направлен запрос на разъяснение положений Документации, вместе с тем ответ на запрос о даче разъяснений Документации Заказчиком размещен в ЕИС – 10.01.2022, то есть с нарушением сроков Закона о закупках и Документации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего разъяснения положений Документации
в установленные законодательством сроки, противоречат пункту 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках и нарушают положения части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России


Р Е Ш И Л А:


      1. Признать жалобу ООО «Форест» (ИНН: 7725773473,
        ОГРН: 1127747110941) от
        07.02.202217 на действия (бездействие) заказчика
        ПАО «Аэрофлот»
        (ИНН: 7712040126, ОГРН: 1027700092661) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по санитарной обработке ВС ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32110957396) обоснованной в части нарушения срока подведения итогов по закупке и срока размещения разъяснения положений Документации в ЕИС в ответ на запрос о даче разъяснений Документации Заявителя.

2. Признать ПАО «Аэрофлот» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 3
статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 16.02.2022
№ 223ФЗ-77/22 не выдавать, поскольку Заказчиком принято решение
о повторном проведении закупки.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
ФАС России материалы дела от 16.02.2022 № 223ФЗ-77/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.


Ведущий заседание Комиссии ФАС России К.А. Адигюзелов



Члены Комиссии ФАС России Г.С. Дементьева



В.В. Корепова















Исп.Бикбулатова А.Р.

тел.8(499)755-23-23, вн. 088-596


2022-19716


Связанные организации

ПАО "Аэрофлот"
ИНН 7712040126, ОГРН 1027700092661
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Форест"
ИНН 7725773473, ОГРН 1127747110941