Решение №28/114222/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-506/22 от 19 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-506/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

14.12.2022 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 28.11.2022 № 28-11-2И/2022 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по осуществлению мер, направленных на сохранность материального имущества, находящегося на территориях и внутренних помещениях Южно-Уральской дирекции (извещение № 1427/ОКЭ-ЦМ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 28.11.2022 № 28-11-2И/2022 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по осуществлению мер, направленных на сохранность материального имущества, находящегося на территориях и внутренних помещениях Южно-Уральской дирекции (извещение № 1427/ОКЭ-ЦМ/22, размещенное на сайте
https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров <...> от 30.06.2022 (протокол № 20) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте оператора электронной площадки (https://www.rts-tender.ru) – 23.09.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 117 642 783, 60 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 10.10.2022;

  4. На участие в Конкурсе подано 5 заявок участников закупки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 14.10.2022;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок участников закупки на участие в Конкурсе допущено 5 участников закупки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 02.11.2022;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки соответствующими требованиям Документации признаны 4 заявки участников Конкурса;

  9. Дата подведения итогов – 02.11.2022;

  10. По результатам подведения итогов победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки «4» с предложением о цене договора в размере 80 057 000 руб.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 05.12.2022 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв до 14.12.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно отклонившего заявку Заявителя от участия в Конкурсе ввиду наличия недостоверных сведений
в документах, представленных для расчета баллов по подкритерию
«Наличие служебного автотранспорта» критерия «Квалификация участника»

(далее – Подкритерий).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии
с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки,
к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам,
к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Согласно пункту 3.9.4.1 части 3 Документации установлено, что участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случае непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

В соответствии в пунктом 3.9.5 части 3 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника Конкурса на любом этапе проведения Конкурса.

Пунктом 3.9.30 части 3 Документации установлено, что если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям Документации, оценка заявки по критериям, указанным в приложении № 1.4 Документации, осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, за исключением случаев, если такая информация является недостоверной.

Пунктом 2.3 приложения № 1.4 к Документации установлен Подкритерий, расчет баллов по которому осуществляется следующим образом: «при оценке по данному критерию учитывается количество служебного автотранспорта, указанное в сведениях о наличии производственных мощностей, ресурсов (форма сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов приложения № 1.3 к Документации и подтвержденное документами, указанными в пункте 3) приложения № 1.4. к Документации.

Оценивается путем деления количества производственных мощностей, задействованных в оказании услуг, имеющихся у каждого (j–ого) участника,
на максимальное количество производственных мощностей, задействованных
в оказании услуг, из всех предложенных участниками, по формуле:

Бj- количество баллов j-го участника;

Пj. – количество производственных мощностей, задействованных в оказании услуг, имеющихся у j –ого участника;

П max– максимальное количество производственных мощностей, задействованных в оказании услуг, из всех имеющихся у участников;

N – максимально возможное количество баллов».

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 приложения 1.4 к Документации «в подтверждение наличия служебного автотранспорта, указанного в пункте 2.3 приложения № 1.4 к Документации, участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении № 1.3. Документации;

- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы).

В случае если автотранспорт находится в собственности:

- двухсторонние копии свидетельств о регистрации автотранспортных средств, подтверждающие прохождение регистрации автомобиля, постановку его на учет, и имеющие записи о государственном регистрационном номере (знаке) транспортного средства.

В случае аренды (лизинга) автотранспортных средств:

- копии действующих договоров аренды (лизинга) автотранспортных средств;

- двухсторонние копии свидетельств о регистрации автотранспортных средств, подтверждающие прохождение регистрации автомобиля, постановку его на учет, и имеющие записи о государственном регистрационном номере (знаке) транспортного средства.

В случае наличия договоров на оказание автотранспортных услуг:

- копии действующих договоров на оказание автотранспортных услуг».

Согласно протоколу от 23.12.2022 б/н рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе, Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, а именно представления недостоверной информации о наличии производственных мощностей.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Заявителем в качестве подтверждения наличия служебного автотранспорта
в составе заявки, поданной на участие в Конкурсе, в том числе представлены 3 договора аренды на следующие транспортные средства: Ford Escape XLT
(VIN: LFACTMGNX82001049), Ford Focus (VIN: X9F5XXEED57D69095), Volkswagen Jetta (VIN: XW8ZZZ1KZAG507350).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, при проведении соответствующей проверки заявки Заявителя, Заказчиком установлено, что согласно данным сайта Госавтоинспекции Гибдд.РФ
и сайта Российского Союза Автостраховщиков (Аutoins.ru) по 3 договорам аренды транспортных средств, представленных в составе заявки Заявителя
для подтверждения наличия служебного автотранспорта по Подкритерию, указан неверный собственник автотранспортного средства, в связи с чем Заказчиком
на основании пункта 3.9.4.1 части 3 Документации принято решение отклонить заявку Заявителя от участия в Конкурсе.

Пунктом 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное
в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Таким образом, лицо, к которому перешло право собственности
на арендуемое имущество, вне зависимости от волеизъявления арендатора приобретает права и обязанности арендодателя, прежний собственник этого имущества выбывает из правоотношений по его аренде независимо от того, внесены изменения в договор аренды или нет, а соответствующий договор продолжает регулировать отношения между новым арендодателем и арендатором.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила,
что собственники арендованных транспортных средств Ford Escape XLT
(VIN: LFACTMGNX82001049), Ford Focus (VIN: X9F5XXEED57D69095), Volkswagen Jetta (VIN: XW8ZZZ1KZAG507350) по договорам аренды, представленным Заявителем в составе заявки для расчета баллов по Подкритерию, изменились после заключения соответствующих договоров. При этом
согласно действующему законодательству Российской Федерации изменение собственника не влечет за собой прекращение прав арендатора в отношении арендованных транспортных средств, а также не порождает обязательств
по изменению или расторжению договора аренды и составлению дополнительных соглашений к ним.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона
от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об обязательном страховании и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

При этом согласно абзацу 2 части 1 статьи 1 Закона об обязательном страховании владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством
на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо
на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

Таким образом, страхователем по договору ОСАГО является законный владелец транспортного средства либо иное лицо, имеющее имущественный интерес в страховании ответственности владельца.

Кроме того, согласно порядку оценки заявок участников закупки
по Подкритерию оценке подлежит количество служебного автотранспорта, наличие которого подтверждается документами, указанными в приложении № 1.4
к Документации. При этом Заказчик на заседании Комиссии ФАС России
не представил сведения и доказательств, свидетельствующих о выбытии
из фактического владения Заявителя автотранспортных средств, представленных
в составе заявки для оценки по Подкритерию.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что смена собственника по договору аренды не свидетельствует о наличии
в соответствующих договорах недостоверных сведений.

Кроме того, представитель Заказчика не представил сведений
и доказательств, подтверждающих, что информация, содержащаяся в обжалуемых договорах, не соответствует действительности и является недостоверной.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку Заявителя ввиду наличия недостоверных сведений в составе заявки, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 28.11.2022 № 28-11-2И/2022 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства
    в электронной форме на право заключения договора оказания услуг
    по осуществлению мер, направленных на сохранность материального имущества, находящегося на территориях и внутренних помещениях Южно-Уральской дирекции (извещение № 1427/ОКЭ-ЦМ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
    обоснованной.

  2. Признать <...> нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.12.2022 по делу № 223ФЗ-506/22.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.12.2022 № 223ФЗ-506/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны