Решение №17/2646/21 Решение 223ФЗ-15/20 от 19 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-15/21
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергостар» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
14.01.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
ООО «Энергостар»: <...>,
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Энергостар» от 28.12.2020 № 35/20/ПР на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме
№ 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договора выполнения работ по техническому обслуживанию Автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение № 32009740035), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергостар» (далее - Заявитель)
от 28.12.2020 № 35/20/ПР на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме
№ 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договора выполнения работ по техническому обслуживанию Автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры
(извещение № 32009740035) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
-
-
извещение о проведении Конкурса, закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 30.11.2020;
-
начальная (максимальная) цена договора - 118 248 714 рублей;
-
дата окончания подачи заявок - 16.12.2020;
-
на участие в Конкурсе подано - 8 заявок;
-
дата рассмотрения первых частей заявок – 24.12.2020;
-
на участие в Конкурсе по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено - 3 заявки;
-
дата рассмотрения вторых частей заявок - 14.01.2021;
-
дата подведения итогов Конкурса - 14.01.2021.
-
-
В ходе заседания 12.01.2021 Комиссия ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв
до 14.01.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса
Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, в части неправомерного отклонения заявки Заявителя на участие в Конкурсе
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 3.11.4.4 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям Документации, в том числе:
-
конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации;
-
документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями конкурсной документации);
-
техническое предложение не соответствует требованиям конкурсной документации.
Пунктом 3.21.2 Документации установлено следующее: «техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, предусмотренные конкурсной документацией и необходимые для рассмотрения и оценки конкурсной заявки участника. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах. Срок, в течение которого участник обязуется обеспечить соответствие качества товаров (работ, услуг) условиям технического задания (гарантийный срок) не должен превышать предельный срок службы товаров, эксплуатации объекта работ (услуг) при достижении показателей, указанных в техническом задании».
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок от 24.12.2020 № 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20/1 (далее - Протокол) участникам с порядковыми номерами «2», «4», «5», «8» отказано в допуске к участию в Конкурсе «на основании пункта 3.11.4.4 Документации в связи с несоответствием заявки требованию пункта 3.21.2 Документации, а именно: участники с порядковыми номерами «2», «5», «8» в представленных в составе заявки технических предложениях предусмотрели гарантийный срок без указания единицы измерения «в течение 60 (шестидесяти) с даты подписания сторонами акта о выполненных работах», а участником с порядковым номером «4» указан гарантийный срок «в течение 60 (шестидесяти) дней», что не соответствует пункту 4.1.13 проекта договора.
Пунктом 5 технического задания Документации установлено, что участники Конкурса в составе заявки должны указать конкретный гарантийный срок на результаты работ.
В соответствии с пунктом 4.1.13 проекта договора Документации подрядчик обязан предоставить гарантийный срок на результаты работ по настоящему договору не менее 60 (шестидесяти) месяцев с даты подписания сторонами акта о выполненных работах.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в техническом задании Документации и проекте договора Документации установлены противоречивые требования к гарантийному сроку, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей предлагаемого к поставке товара, к условиям, не являющимся показателями технических и функциональных качеств предлагаемого к поставке товара, в связи с чем указанные требования являются избыточными и приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о закупках не обязывает участника закупки при заполнение заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Конкурсе и неправомерно отклонившего заявки участников закупки с порядковыми номерами «2», «4», «5», «8» не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административный правонарушений, ответственность за совершения которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925).
Согласно пункту 1 Постановления № 925 заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Так, в соответствии с пунктом 2 Постановления № 925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Вместе с тем Комиссия ФАС России, изучив положения Документации приходит к выводу, что приоритет товаров, работ, услуг в соответствии с Постановлением № 925 в Документации не установлен.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации приоритет товаров, работ, услуг в соответствии с Постановлением № 925, не соответствую пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу ООО «Энергостар» (ИНН: 7717547255,
ОГРН: 1057749442300) от 28.12.2020 № 35/20/ПР на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 747/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договора выполнения работ по техническому обслуживанию Автоматизированной системы управления техническими процессами Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры (извещение № 32009740035) обоснованной. -
Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». -
Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.01.2021 № 223ФЗ-15/21.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 14.01.2021 № 223ФЗ-15/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.