Решение №17/67916/19 Решение № 223ФЗ-810/19 от 6 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-810/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Си Эс Групп» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

01.08.2019 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии —<...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк»: <...>

ООО «Си Эс Групп»: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Си Эс Групп» от 18.07.2019 № 157 (вх. 130654-ЭП/19 от 25.07.2019), направленную Московским УФАС России, на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории объектов Среднерусского банка и Центрального аппарата ПАО Сбербанк (по Лотам №№ 1, 2, 3, 5) (извещение № 31907707602), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Си Эс Групп» (далее – Заявитель) от 18.07.2019 № 157, направленная Московским УФАС России, на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории объектов Среднерусского банка и Центрального аппарата ПАО Сбербанк (извещение № 31907707602) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ПАО «Сбербанк России», утвержденным Решением Наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России» (протокол от 13.08.2018 № 19) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 29.03.2019;

      2. начальная (максимальная) цена договора

по Лоту № 1 — 39 304 991,13 рубль;

по Лоту № 2 — 31 142 715,26 рублей;

по Лоту № 3 — 44 147 810,92 рублей;

по Лоту № 5 — 40 468 576,12 рублей;

      1. дата окончания подачи заявок — 15.04.2019;

      2. дата проведения торгов – 31.05.2019;

      3. дата подведения итогов Конкурса — 21.05.2019.

      4. на участие в Конкурсе по Лотам №№ 1, 2 подана 1 заявка, по Лотам № 3, 5 подано 2 заявки.

В ходе заседания 30.07.2019 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 01.08.2019.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в установленный срок не направлен в адрес Заявителя проект договора, что свидетельствует о нарушении порядка заключения договора по результатам проведения Конкурса по Лотам №№ 1, 2, 3, 5.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.3 Положения о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии с пунктом 12.3 Документации заключение договора по итогам закупочной процедуры осуществляется в следующем порядке и сроки: «Банк осуществляет подготовку договора в электронном виде, размещает его в программно-аппаратных средствах электронного документооборота не ранее 10 (Десяти) и не позднее 20 (Двадцать) дней со дня размещения протокола подведения итогов на ЕИС и подписывает его электронной подписью. Победитель Закупочной процедуры в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения в программно-аппаратных средствах электронного документооборота подписывает его со своей стороны усиленной квалифицированной электронной подписью Победителя».

При этом пунктом 4.2.6 Документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, а именно наличие у участника Конкурса возможности оказания услуг силами специалистов для клининга помещений и уборки территории. При этом указано: «В течение 5 рабочих дней после признания Участника победителем по соответствующему Лоту  подтверждается Анкетами специалистов Участника по форме № 8 Приложения № 3 к Конкурсной документации с приложением копий документов, подтверждающих трудовые и / или гражданско-правовые отношения специалистов с Исполнителем (копиями трудовых книжек, срочных договоров, договоров ГПХ, заверенной копией штатного расписания, иных договоров, подтверждающих обеспеченность Участника необходимыми специалистами для оказания услуг по Договору)»

Также в пункте 4.2.6 Документации указано, что участникам Конкурса необходимо подтвердить наличие определенного количества специалистов, а именно:

по Лоту № 1 — 100 человек;

по Лоту № 2 — 180 человек;

по Лоту № 3 — 137 человек;

по Лоту № 5 — 130 человек.

Кроме того, согласно пункту 3.1.4 проекта договора Документации для подписания договора по результатам проведения Конкурса победитель обязан представить Заказчику список персонала исполнителя и/или субподрядчика для оказания услуг по договору (с указанием ФИО, даты рождения, паспортных данных, места регистрации), соответствующего установленным требованиям, в заявленном количестве, с приложением документов, подтверждающих трудовые и/или гражданско-правовые отношения с исполнителем и/или субподрядчиком.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика сообщили, что в соответствии с протоколом заседания Конкурсной комиссии от 20.05.2019 № 017/19 Заказчиком принято решение о заключении договоров по результатам проведения Конкурса с Заявителем по Лотам №№ 1, 2, 3, 5. При этом Заявителем ненадлежащим образом направлены сведения о специалистах, привлекаемых для выполнения работ по предмету Конкурса, что явилось препятствием для заключения договоров по результатам закупки и, как следствие, нарушением сроков заключения договоров.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в адрес сотрудников Заказчика посредством электронной почты направлены сведения о специалистах, которые будут привлечены для оказания услуг по предмету Конкурса. Также представитель Заявителя представил материалы и сообщил, что в соответствии с пунктом 12.3 Документации Заказчиком 09.07.2019, 10.07.2019 и 11.07.2019 размещены проекты договоров, заключаемых по результатам Конкурса, при этом в нарушение, установленного Документацией 5-ти дневного срока, 12.07.2019 указанные договоры были удалены Заказчиком в программно-аппаратных средствах электронного документооборота, что привело к невозможности заключения договоров по результатам проведения Конкурса.

Таким образом, Заказчиком нарушен порядок заключения договоров по результатам проведения Конкурса.

Кроме того, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Указанное требование Документации (пункт 4.2.6) и требование проекта договора Документации (пункт 3.1.4) налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Также учитывая положения пункта 10.4 проекта договора Документации о праве заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае установления факта предоставления победителем недостоверных сведений до заключения договора, возможность участия в закупке и исполнения обязательств по такому договору ставится в зависимость от волеизъявления привлекаемых сотрудников, поскольку в случае если привлекаемый сотрудник по неопределенным причинам откажется оказывать услуги на объекте Заказчика после подписания договора, то исполнитель по договору не сможет осуществить замену такого сотрудника, поскольку оказание услуг новым сотрудником, сведения о котором не были представлены победителем Конкурса до заключения договора, может быть расценено Заказчиком как предоставление недостоверных сведений о привлекаемых сотрудниках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации требования о предоставлении сведений о привлекаемых кадровых ресурсах, а также нарушившего установленный порядок заключения договора по результатам проведения Конкурса, противоречат пункту 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4, часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

      1. Признать жалобу ООО «Си Эс Групп» (ИНН: 7736252923, ОГРН: 1157746858268) от 18.07.2019 № 157, направленную Московским УФАС России, на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (ИНН: 7707083893; ОГРН: 1027700132195) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории объектов Среднерусского банка и Центрального аппарата ПАО Сбербанк (извещение № 31907707602) обоснованной.

      2. Признать ПАО «Сбербанк России» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4, часть 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать ПАО «Сбербанк России» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 31.07.2019 № 223ФЗ-805/19.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 31.07.2019 № 223ФЗ-805/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО «Си Эс Групп»
ИНН 7736252923, ОГРН 1157746858268
ПАО "Сбербанк России"
ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195