Решение №28/49146/22 Решение 223ФЗ-192/22 от 19 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-192/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Кловер Групп»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


 

16.05.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,

при участии представителей:

ПАО «Россети Сибирь»: <...>, <...>, <...>, <...>,

ООО «Кловер Групп»: <...>, <...>,

представители АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Кловер Групп» от
29.04.2022 22/04-24 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети Сибирь» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации оперативного ПТК для обеспечения диспетчерского, технологического
и ситуационного управления в филиалах ПАО «Россети Сибирь»

(извещение № 32211119351), в соответствии о статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Кловер Групп»
(далее – Заявитель) от 29.04.2022 № 22/04-24 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети Сибирь» (далее – Заказчик) при проведении конкурса
в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ
по модернизации оперативного ПТК для обеспечения диспетчерского, технологического и ситуационного управления в филиалах ПАО «Россети Сибирь» (извещение № 32211119351) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение
и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках
и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров
ПАО «Россети» (протокол от 01.07.2021 № 79) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), документацией о проведении Конкурса (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере
закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 10.02.2022.

2. Начальная (максимальная) цена договора – 594 304 613, 67 рублей.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.03.2022.

4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки от коллективных участников закупки.

5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 25.04.2022.

6. Протоколом проведения переторжки от 31.03.2022
№ 22-1021/32211119351/2 – 2 коллективных участника закупки подавали ценовые предложения.

7. Протоколом проведения переторжки от 08.04.2022
№ 22-1021/32211119351/3 – ценовые предложения коллективными участниками
не подавались.

8. Протоколом проведения переторжки от 13.04.2022
№ 22-1021/32211119351/4 – 2 коллективных участника закупки подавали ценовые предложения.

9. Протоколом очного заседания по предварительному рассмотрению
и оценке по отборочным критериям заявок участников от 29.03.2022
№ 22-1021/32211119351/1 (далее – Протокол № 1) – допущено 3 коллективных участника Конкурса.

10. Протоколом предварительного рассмотрения и оценки по отборочным критериям заявок участников от 29.04.2022 № 22-1021/32211119351/1
(далее – Протокол № 2), 2 коллективные заявки участников признаны соответствующими требованиям Документации.

11. Дата подведения итогов Конкурса – 04.05.2022.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 06.05.2022 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения продлен
до 16.05.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку:

1) Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров»
(далее – Критерий);

2) Заказчиком после неоднократного проведения переторжек закупка неправомерно возвращена на стадию рассмотрения заявок без указания
в протоколе нарушений, допущенных комиссией по осуществлению закупки,
при принятии решения о допуске 29.03.2022 Заявителя к участию в допуске;

3) Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи
с отсутствием возможности предлагаемого к поставке программного обеспечения реализовать функции по интеграции с имеющимся программно-техническим комплексом ПАО «Россети».

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания,
предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения
представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом
понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии
и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки,
к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 приложения № 1 к части 2 «Информационной карты закупки» Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки
по Критери
ю. Вес критерия составляет – 10 %.

Согласно пункту 4 приложения № 1 к части II «Информационная карта закупки» к Документации оценка заявок участника закупки по Критерию осуществляется в следующем порядке:

«Расчет по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров» (Roi) зависит от общей суммы исполненных участником аналогичных договоров (рублей с НДС) за последние 3 года до даты публикации извещения о закупке, указанной участником в справке о выполнении договоров по установленной форме (часть III «Образцы форм для заполнения участниками закупки»), аналогичных по предмету, видам и объемам выполнения работы, оказания услуг. Заказчик оставляет за собой право в качестве подтверждения запросить
у участника указанные в справке договоры и иные документы, подтверждающие их исполнение. Критерий оценивается по балльной системе и отражают степень превышения показателей заявки участника закупки по данному критерию
над требованиями, установленными в документации о закупке. В зависимости
от степени отклонения в большую сторону показателя участника по данному критерию, оценка производится по установленной шкале».

Согласно Протоколу № 1 заявке Заявителя по Критерию присвоено 7 баллов, поскольку в составе заявки по Критерию представлены сведения
о наличии опыта выполнения аналогичных договоров в количестве 2 договоров, при этом Заказчиком при расчете баллов заявки Заявителя учтены сведения
в отношении 1 договора.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что договор от 01.10.2016 № 0225-2016/ТМХС
на выполнение работ по внедрению системы интеллектуальной диагностики
и прогноза технического состояния локомотивов (далее – Договор) в составе заявки Заявителя, представленный для учета по Критерию, не принят к оценке, поскольку информационная система, созданная в рамках исполнения договора,

не относится к объектам электроэнергетики.

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, установила,
что согласно порядку оценки необходимо представить договоры аналогичные

Конкурсу по предмету, видами, объемам за 3 года.

Вместе с тем в порядке оценке по Критерию отсутствует указание принадлежности к сфере внедрения такой системы к объектам электроэнергетики, в связи с чем представленный Заявителем Договор не свидетельствуют
об отсутствии у участника закупки опыта, сопоставимого характера с предметом закупки.

Кроме того, Положением о закупке не предусмотрено, что при осуществлении закупок на выполнение работ по предмету Конкурса необходимо представлять для целей оценки опыт выполнения работ исключительно в сфере электроэнергетики. При этом пунктом 4.2. Положения о закупке установлено, что определение критериев и подкритериев оценки, их значений, обосновывается предметом и условиями договора для конкретной закупочной процедуры.

Таким образом, учитывая, что в порядке оценки не установлены признаки аналогичности опыта, а именно объектов, для которых должна быть создана информационная система, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего коллективную заявку Заявителя
на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3
Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(далее – КоАП РФ).

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком после неоднократного проведения переторжек закупка неправомерно возвращена на стадию рассмотрения заявок
без указания в протоколе от 29.04.2022 № 22-1021/32211119351/6

(далее – Протокол) нарушений, допущенных комиссией по осуществлению закупки, при принятии решения о допуске 29.03.2022 Заявителя
к участию в допуске.

Пунктом 5.4.1 Документации установлено, что при проведении конкурса
в электронной форме переторжка проводится в обязательном порядке,
за исключением случаев, предусмотренных Положением о закупке Заказчика. Переторжка может быть проведена неограниченное количество раз.

В соответствии с пунктом 8.1.5.2. Положения о закупке при включении
в конкурентную закупку этапов, указанных в пункте 5.1.3 Положения о закупке, должны соблюдаться следующие правила: «а» каждый этап может быть включен однократно (за исключением этапа, предусмотренного пункте 5.1.3 «е»).

При этом пунктом 5.1.3. «е» Положения о закупке предусмотрено,
что п
ри проведении закупок может быть предусмотрен этап проведения переторжки.

Согласно пункту 5.5.6 Документации если до заключения договора
по результатам конкурентной закупки будет выявлено, что закупочная комиссия
при проведении закупки допустила нарушение норм действующего законодательства, Единого стандарта закупок ПАО «Россети» и/или документации о закупке, повлекшие необоснованное решение о выборе победителя закупки (единственного участника закупки, соответствующего требованиям документации о закупки), закупочная комиссия обязана отменить ранее принятые решения
и провести процедуру рассмотрения, оценки и сопоставления заявок повторно
с учетом выявленных нарушений.

Аналогичное положение установлено в пункте 8.1.6.14 Положения
о закупке.

Протоколом № 1 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям Документации, при этом Протоколом № 2 заявка Заявителя отклонена.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что Положением о закупке и Документацией предусмотрена возможность отказа
от заключения договора с победителем, повторном рассмотрении заявок
на соответствие требованиям документации о закупке в случае обнаружения комиссией по осуществлению закупок несоответствия участника
или предоставления им недостоверной информации.

Кроме того, Законом о закупках не предусмотрены требования об указании
в протоколе рассмотрения заявок нарушений Закона о закупках, допущенных комиссией по осуществлению закупки при принятии решений о допуске участников закупки.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, не противоречат Закону о закупках, Положению
о закупке, Документации о закупке, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения в вышеуказанной части.

3. Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи
с отсутствием возможности предлагаемого к поставке программного обеспечения реализовать функции по интеграции с имеющимся программно-техническим комплексом ПАО «Россети».

Пунктом 5.3.5 Документации установлено, что закупочная комиссия отклоняет заявку участника в том числе в случаях, если участник
не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным Документацией, участник закупки представил недостоверную информацию (сведения) в составе своей заявки, в том числе в отношении своего несоответствия требованиям, установленным Документацией.

В соответствии с пунктом 5.3.9 Документации установлено,
что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке закупочной комиссией принимается решение о признании заявки участника
и/или заявок участников не соответствующими требованиям Документации.

Протоколом № 2 Заказчиком принято решение об отказе Заявителю
в допуске к участию в Конкурсе, поскольку «Заявка участника закупки содержит недостоверную информацию, а именно в техническом предложении участник закупки подтверждает готовность выполнить работы по договору в полном соответствии с требованиями технического задания. При этом для выполнения работ по модернизации оперативного ПТК заявлен программный продукт F5.Platform, который не обеспечивает выполнение требований, предусмотренных техническим заданием, а именно интеграцию с CIM-моделлером
(раздел 3 технического задания) и возможность использования эксплуатируемой Заказчиком «интеграционной шины».

Пунктом 4.1.5 Технического задания Документации (далее – Техническое задание) установлено, что главной задачей интеграционного решения является интеграции разнородных приложений на основе единой кодировки mRID модели CIM в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации
ГОСТ Р серии 58651 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы» (далее – ГОСТ Р серии 58651).

Согласно пункту 3 раздела 3 Технического задания установлено,
что работы по разработке рабочей документации должны учитывать внедрение единых (универсальных) интеграционных решений в части технологий информационного обмена данными с внешними информационными системами ПАО «Россети», а также интеграцию с CIM-моделлером ПАО «Россети».

В соответствии с пунктом 6.1.6 раздела 3 Технического задания установлено, что главной задачей при внедрении указанной платформы должно являться, в том числе использование возможностей эксплуатируемой
в настоящий момент Заказчиком «интеграционной шины».

Пунктом 4.1.6 Технического задания установлены требования
к пусконаладочным работам по приведению информационной модели сети оперативного программно-технического комплекса к действующим
стандартам
CIM.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что для выполнения работ по модернизации оперативного программно-технического комплекса указано программное обеспечение F5.Platform, которое
не обеспечивает выполнение требований, указанных в пункте 3 раздела 3 Технического задания, пункте 6.1.6 разделе 6 Технического задания, пункте 4.1.5 раздела 4 Технического задания, а также пункту 4.1.6 Технического задания.

Вместе с тем представители Заявителя представили сведения и пояснили,
что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске
к участию в Конкурсе, поскольку
предлагаемое к использованию программное обеспечение соответствует требованиям Технического задания.

При этом Заказчиком направлены Заявителю запросы о разъяснении положений заявки на участие в закупке (далее – Запросы) в части подтверждения соответствия программного обеспечения «F5.Platform» требованиям Технического задания.

В ответе на Запросы Заявителем представлено:

письмо от 22.04.2022 № 22/04-20 правообладателя ООО «М5»,
на программное обеспечение «F5.Platform», в соответствии с которым правообладатель подтвердил, что предлагаемый Заявителем в составе заявки программный продукт соответствует пунктам 3, 4.1.5, 4.1.6., 6.1.6 Технического задания;

письмо от 22.04.2022 № 22/04-5 правообладателя ООО «М5»
(далее – Письмо № 2) на программное обеспечение «F5.Platform»,
в соответствии с которым правообладатель подтвердил, что предлагаемый Заявителем в составе заявки программный продукт соответствует пункту 3 Технического задания в части интеграции с CIM-моделлером ПАО «Россети», пункту 6.1.6 Технического задания в части обеспечения возможности интеграции разнородных приложений на основе стандартов CIM, пункту 6.1.6 Технического задания в части обеспечения использования возможностей эксплуатируемой в настоящий момент Заказчиком «интеграционной шины», пункту 4.1.5 Технического задания в части обеспечения интеграции разнородных приложений на основе единой кодировки mRID модели CIM, пункту 4.1.6 Технического задания.

Кроме того, согласно представленному Заявителем письму от 25.03.2022
№ 22/03-32 и Письму № 2 интеграционная платформа программного обеспечения F5.Platform соответствует требованиям ГОСТ Р серии 58651.

Также, Заявителем во исполнение запроса Заказчика представлена техническая документация вышеуказанного программного продукта.

Вместе с тем не представлено сведений и доказательств, однозначным образом свидетельствующих, что предлагаемый Заявителем в составе заявки программный продукт, не соответствует требованиям Технического задания.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку Заявителя, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать жалобу ООО «Кловер Групп» (ИНН: 1659171786;
ОГРН: 1161690102012) от
29.04.2022 22/04-24 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети Сибирь» (ИНН: 2460069527; 1052460054327)
при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора
на выполнение работ по модернизации оперативного ПТК для обеспечения диспетчерского, технологического и ситуационного управления в филиалах
ПАО «Россети Сибирь» (извещение № 32211119351) обоснованной

в части ненадлежащего применения порядка оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров», а также неправомерного отклонения заявки Заявителя.

2. Признать ПАО «Россети Сибирь» нарушившим часть 6 статьи 3
Закона о закупках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ПАО «Россети Сибирь», АО «ЕЭТП» обязательное
к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 16.05.2022

№ 223ФЗ-192/22.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
ФАС России материалы дела от 16.05.2022 № 223ФЗ-192/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ПАО "Россети Сибирь"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
ООО "Кловер Групп"
ИНН 1659171786, ОГРН 1161690102012