Решение №17/101581/19 Решение ФАС России № 223ФЗ-1044/19 от 18 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1044/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Система» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

13.11.2019 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

 

при участии представителей:

 

рассмотрев жалобу ООО «Система» (далее – Заявитель) от 06.11.2019 № 6, направленную письмом Московского УФАС России от 11.11.2019 № АК/59374/19, на действия (бездействие) заказчика АО «ЦППК» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по содержанию санитарно-гигиенического состояния моторвагонного подвижного состава, эксплуатирующегося на МЦД-1, МЦД-2 (извещение № 31908451578), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),


 


 

У С Т А Н О В И Л А:


 


 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Система» (далее – Заявитель) от 06.11.2019 № 6, направленную письмом Московского УФАС России от 11.11.2019 № АК/59374/19, на действия (бездействие) заказчика АО «ЦППК» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по содержанию санитарно-гигиенического состояния моторвагонного подвижного состава, эксплуатирующегося на МЦД-1, МЦД-2 (извещение № 31908451578) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Центральная ППК», утвержденным Советом директоров АО «Центральная ППК» (протокол от 28.12.2018 № 21/18) (далее Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Запроса предложений, документация о проведении Запроса предложений (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 28.10.2019;

      2. Начальная (максимальная) цена договора — 292 108 562, 50 рубля.

      3. Дата окончания подачи заявок — 08.11.2019;

      4. Дата рассмотрения заявок — 08.11.2019;

      5. Дата подведения итогов Конкурса — 08.11.2019.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, а именно:

      1. Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию «квалификация участника»;

      2. Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию «опыт участника».

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию «квалификация участника».

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 14 информационной карты Документации установлено, что «оценка заявок осуществляется путем присвоения количества баллов экспертной группой на основании представленных в составе заявок документов. Максимальное количество баллов, которое может набрать участник закупки равно 100 баллов.  Итоговая оценка заявки каждого из участников определяется суммарным количеством баллов на основании критериев, представленных в таблице № 1».

Согласно пункту 23.1 информационной карты Документации экспертная группа рассматривает в заявки участников на предмет их соответствия требованиям Документации, а также оценивает и сопоставляет заявки в соответствии с порядком и критериями, установленными Документацией.

В соответствии с таблицей № 1 Документации установлен, в том числе критерий оценки заявок участников Запроса предложений «квалификация участника».

Оценка по указанному критерию осуществляется следующим образом;

«Оценивается путем сопоставления количества мойщиков-уборщиков подвижного состава j-ого участника по представленным сведениям и максимального количества мойщиков-уборщиков подвижного состава из сведений, представленных участниками закупки по формуле:

, где

Бj-количество баллов j–ого участника;

Pj–количество мойщиков-уборщиков подвижного состава, имеющегося у j–ого участника;

Pmax–максимальное количество мойщиков-уборщиков подвижного состава j-ого участника из сведений, представленных участниками закупки.

30 – максимальное количество баллов по данному критерию».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения, документы и пояснил, что указанны критерий оценки заявок участников Запроса предложений направлен на выявление лучших условий исполнения обязательств по договору, заключаемому по итогам проведения Запроса предложений, при этом при оценке по критерию «квалификация участника» к оценке принимаются документы и сведения о наличии мойщиков-уборщиков, представленные по форме № 4 Документации, согласно которой учитывается представленный персонал, находящийся в штате, а также персонал, привлеченный по гражданско правовому договору.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию «опыт участника».

В соответствии с таблицей № 1 Документации установлен порядок оценки заявок участников Запроса предложений, в том числе по критерию «опыт участника».

Оценка осуществляется следующим образом:

«Оценивается путем сопоставления опыта оказания услуг по предмету закупки* (при этом общая стоимость исполненных договоров / контрактов за период с 2014 по 2019 гг. должна составлять не менее 10% (десяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора, установленной в настоящей документации) по стоимости исполненных договор / контрактов по представленным j-ым участником сведениям по формуле:

, где

Бj-количество баллов j–ого участника;

Dj– оказания услуг по предмету закупки*, представленный j–м участником в соответствии с настоящим разделом методики оценки;

Dmax – максимальный опыт оказания услуг по предмету закупки*, представленный в соответствии с настоящим разделом методики оценки, среди всех участников.

* Под предметом закупки понимаются услуги по чистке и уборке автобусов, поездов метро, прочих поездов, самолетов, судов и прочего транспортного оборудования.

10 – максимальное количество баллов по данному критерию».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения, документы и пояснил, что указанны критерий оценки заявок участников Запроса предложений направлен на выявление лучших условий исполнения обязательств по договору, заключаемому по итогам проведения Запроса предложений, при этом при оценке по критерию «опыт участника», исходя из особенностей оказываемых услуг по предмету закупки, к оценке принимаются документы и сведения о наличии у участника закупки опыта оказания услуг по чистке и уборке автобусов, поездов метро, прочих поездов, самолетов, судов и прочего транспортного оборудования.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Учитывая, что текст Жалобы содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 23.2 информационной карты Документации Участник не допускается к участию в закупке, в том числе в случае несоответствия участника предусмотренным Документацией требованиям, а также непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации об участнике или о товарах, работах, услугах, на закупку которых размещается заказ, не соответствующей действительности.

Пунктом 12.2 информационной карты Документации установлено, что «участник должен иметь опыт по предмету закупки, при этом общая стоимость исполненных договоров / контрактов за период с 2014 по 2019 гг. должна составлять не менее 10% (десяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора, установленной в настоящей документации;

Под предметом закупки понимаются услуги по чистке и уборке автобусов, поездов метро, прочих поездов, самолетов, судов и прочего транспортного оборудования».

При этом пунктом 13.2 информационной карты Документации установлено, что в подтверждение квалификационным требованиям о наличии соответствующего опыта оказания услуг по предмету закупки, участник в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить «сведения об опыте оказания услуг по предмету закупки* (при этом общая стоимость исполненных договоров / контрактов за период с 2014 по 2019 гг. должна составлять не менее 10% (десяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора, установленной в настоящей документации) с обязательным подтверждением копий договоров / контрактов (допускается приложение еще не исполненных в полном объеме договоров / контрактов) и актов об выполненных работах / оказанных услугах и/или накладных».

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки соответствующего опыта оказания услуг по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому с таким участником по результатам проведения Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование к участникам закупки в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты проведения Запроса предложений, поскольку по указанным основаниям Документации заявки участников Запроса предложения не отклонялись.

      1. Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть установлены, в том числе требования к содержанию, оформлению и составу заявки участника закупки.

Пунктом 15 информационной карты Документации установлена инструкция по заполнению участниками Запроса предложений заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, в том числе инструкцию по заполнению заявок участников закупки, предусмотренной пунктом 15 информационной карты Документации не установлены требования к составу заявок в части предоставления документов, необходимых для целей их оценки.

Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки участника на участие в Запросе предложений, в части предоставления участником Запроса предложений документов для присвоения баллов по критериям «квалификация участника», «опыт участника», ограничивает количество участников закупки, нарушают части 1 статьи 2, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, исходя из представленных сторонами материалов по Жалобе, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что выявленное нарушение повлияло или может повлиять на результаты проведения Запроса предложений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России


 

Р Е Ш И Л А:

 

 

      1. Признать жалобу ООО «Система» (ИНН: 9721083465, ОГРН: 1197746423269) от 06.11.2019 № 6, направленную письмом Московского УФАС России от 11.11.2019 № АК/59374/19, на действия (бездействие) заказчика АО «Центральная ППК» (ИНН 7705705370; ОГРН 1057749440781) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по содержанию санитарно-гигиенического состояния моторвагонного подвижного состава, эксплуатирующегося на МЦД-1, МЦД-2 (извещение № 31908451578) необоснованной.

      2. Признать в действиях АО «Центральная ППК» нарушения части 1 статьи 2, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 13.11.2019 № 223ФЗ-1044/19 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 13.11.2019 № 223ФЗ-1044/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО «Система»
ИНН 9721083465, ОГРН 1197746423269