Решение №28/32743/23 Решение №223ФЗ-153/23 от 26 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-153/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

21.04.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителя:

<...>: <...>,

представители <...>, <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу <...> от 12.04.2023 № 07 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала <...> в 2023-2025 годах (извещение № 355/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 12.04.2023 № 07 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала <...> в 2023-2025 годах (извещение № 355/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (протокол № 26)
(в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров
<...> от 29.11.2022 (протокол № 5) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.02.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 – 91 038 204 руб.,
    по лоту № 2 – 178 680 312 руб., по лоту № 3 – 153 202 609руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 02.05.2023;

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 05.05.2023;

  5. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 18.05.2023;

  6. Дата подведения итогов Конкурса – 18.05.2023.

В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 18.04.2023 до 21.04.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

1. Заказчиком в Документации неправомерно не установлено требование
к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления технического обслуживания и ремонта систем установок пожарной автоматики;

2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» критерия оценки «Квалификация участника» (далее – Подкритерий).

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений
конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно
не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления технического обслуживания и ремонта систем установок пожарной автоматики.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Из Жалобы следует, что согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения
о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию
и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Постановление № 1128) деятельность по техническому обслуживанию
и ремонту систем и установок пожарной автоматики является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования законодательства Российской Федерации при формировании Документации, в том числе в части установления требований к участникам закупки
в Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что работы по предмету закупки могут выполняться исполнителем в отсутствие соответствующей лицензии, поскольку в соответствии
с письмом МЧС России от 18.12.2019 № 19-16-2938 (далее – Письмо) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем (установок) пожарной автоматики, установленной (принимаемой) на подвижном составе железных
дорог России (локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав), лицензированию со стороны МЧС России не подлежит.

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителя Заказчика, Комиссией ФАС России установлено, что пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено требование о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом в соответствии с положениями Документации работы по техническому обслуживанию и ремонту систем
и установок пожарной автоматики проводятся на моторвагонных подвижных составах.

Кроме того, согласно Письму деятельность по техническому обслуживанию и ремонту систем (установок) пожарной автоматики, установленной на мотор-вагонный подвижной состав, лицензированию со стороны МЧС России не подлежит, в связи с чем установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, по мнению Комиссии ФАС России, является избыточным, поскольку наличие или отсутствие вышеуказанной лицензии не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не явился и не представил сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные
положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию.

«Оценка осуществляется на основании документов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных в заявках участников.

Оценивается путем деления количества специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника
на максимальное количество специалистов с группой допуска по электробезопасности
не ниже IV, из всех имеющихся у участников:

 

Пj

Aj= ──── *5, где

Пmax

 

 

J=1...n, n – количество участников;

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество специалистов с группой допуска по электробезопасности
не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника;

Пmax – максимальное количество специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV из всех имеющихся у участников;

N =20– максимально возможное количество баллов

При отсутствии документов, указанных в подпункте 2 пункта 2 приложения №1.4 к конкурсной документации, в составе заявки участников, подтверждающих наличие квалифицированного персонала, баллы не начисляются».

Вместе с тем в соответствии с Документацией к оценке по Подкритерию принимаются сведения о следующих специалистах: слесарь по обслуживанию
и ремонту подвижного состава и/или слесарь-электрик по ремонту электрооборудования и/или сборщик изделий электронной техники.

Из Жалобы следует, что согласно пункту 4 Постановления № 1128
при выполнении лицензируемых работ у участника закупки должны быть в штате работники, выполняющие работы (оказывающие услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности, в связи с чем, по мнению Заявителя, привлечение иного персонала, указанного в Подкритерии, является неправомерным.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что работы по предмету закупки в соответствии с Письмом
не являются лицензируемым видом деятельности, в связи с чем квалифицированный персонал, подлежащий оценке в соответствии с Подкритерием, установлен Заказчиком с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика и способного обеспечить надлежащее исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установлено, что порядок оценки по Подкритерию установлен с учетом особенностей выполнения работ по предмету закупки с целью выявления участника закупки способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не явился и не представил сведений и доказательств, подтверждающих
обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что
действия Заказчика, установившего
вышеуказанный порядок оценки
по Подкритерию, не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения
о закупке.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС Росси
и

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> от 12.04.2023 № 07 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала <...> в 2023-2025 годах (извещение № 355/ОКЭ-ЦДМВ/23, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны