Решение №28/53615/21 Решение № 223ФЗ-318/21 от 29 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-318/21
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Интэк Групп»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
24.06.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
ООО «Интэк Групп»: <...>,
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «Интэк Групп» на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1044/ОКЭ-ЦДИ ЦП/19 на право заключения договора поставки комплекса оборудования для производства сжатого воздуха и его сервисного обслуживания на период жизненного цикла (извещение № 31908748285), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Интэк Групп» (далее – Заявитель)
на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1044/ОКЭ-ЦДИ ЦП/19 на право заключения договора поставки комплекса оборудования для производства сжатого воздуха и его сервисного обслуживания на период жизненного цикла (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация
о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 25.12.2019 № 12) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 31.12.2019;
2) начальная (максимальная) цена договора – 4 336 665 310,80 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе– 16.03.2020;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников Конкурса;
5) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 17.05.2021;
6) по результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
7) дата подведения итогов – 18.05.2021;
8) победителем Конкурса признано ООО «Алитком» с предложением о цене договора 3 800 761 347,44 рублей.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы Заявителя следует, что при направлении ООО «Алитком» проекта договора Документации Заказчиком изменены его существенные условия в части сроков, объема и места поставки товара, что нарушает положения Закона о закупках.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в случае, если при заключении
и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Также возможность внесения изменений в условия договора, в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и принятыми во исполнения его нормативными правовыми актами, предусмотрена пунктами 474 и 476 Положения о закупке.
Так, в соответствии с пунктом 474 Положения о закупке Заказчик
по согласованию с исполнителем договора вправе изменить или расторгнуть договор в случае существенного изменения обстоятельств, из которых они исходили при заключении договора, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и принятыми во исполнения
его нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 476 Положения о закупке Заказчик по согласованию
с контрагентом при заключении договора и/или в ходе исполнения договора вправе изменить количество всех предусмотренных договором товаров, объем предусмотренных работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, на поставку, выполнение, оказание которых заключен договор в пределах 30% от начальной (максимальной) цены лота, если иное не предусмотрено
в документации о конкурентной закупке), а также при выявлении потребности
в дополнительном объеме работ, услуг, товаров, не предусмотренных договором,
но связанных с такими работами, услугами, товарами, предусмотренными договором.
Аналогичные положения установлены также и в пунктах 3.19.1 и 3.19.3
раздела 3 Документации.
В пункте 4 части 1 Документации указано: «Места поставки и оказания услуг предусмотрены на производственных участках заказчика, расположенные
в регионах: Брянская область; Владимирская область; Калужская область; Курская область; Город Москва; Московская область; Орловская область; Рязанская область; Смоленская область; Тульская область. Перечень мест поставки отражен
в приложении №1 к Техническому заданию».
Кроме того, в пункте 4 части 1 Документации указано: «Этап 1 – с даты подписания договора по март 2021 г. Этап 2 – с момента ввода в эксплуатацию КОПСВ по 31 декабря 2030 г.».
В приложении 1.1 к Документации Заказчиком указан объем работ, подлежащий выполнению по проекту договора Документации.
В протоколе об изменении условий договора от 18.06.2021
№ ЦДИ-974/пр (далее – Протокол) указано: «Согласовать изменение условий договора, заключаемого по итогам открытого конкурса № 1044/ОКЭ-ЦДИЦП/19
с ООО «Алитком» – участником, на стороне которого выступают несколько юридических лиц, а именно: ООО «Алитком», Denair Energy Saving Technology (Shanghai) Plc – победителем открытого конкурса № 1044/ОКЭ-ЦДИЦП/19,
а именно:
изменить срок 1 этапа до 30 сентября 2023 г.;
изменить срок 2 этапа до 31 марта 2032 г.,
в том числе: сопровождение комплекса оборудования для производства сжатого воздуха до 31 марта 2032 г.,
сопровождение комплекса оборудования для производства сжатого воздуха под нагрузкой до 31 декабря 2031 г.;
изменить график поставки и перераспределить объем поставки оборудования в соответствии с приложением к настоящему протоколу;
уменьшить объем услуг на сумму 47 737 814,00 рублей без НДС
(57 285 376,80 рубля с НДС) (уменьшение объема составит – 1,32% от начальной (максимальной) цены договора) и перераспределить объем услуг в соответствии
с приложением к настоящему протоколу, в том числе:
уменьшить объем услуг по сопровождению комплекса оборудования для производства сжатого воздуха на сумму 19 750 000,00 рублей без НДС
(23 700 000,00 рублей с НДС);
уменьшить объем услуг по сопровождению комплекса оборудования для производства сжатого воздуха под нагрузкой на сумму 27 987 814,00 рублей без НДС (33 585 376,80 рубля с НДС)».
При этом внесение указанных изменений предусмотрено Законом о закупках, а также Положением о закупке.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в Документации установлены неисполнимые сроки поставки товаров и выполнения сопутствующих работ, поскольку в период с 2020 по 2021 года Заказчиком продлевались сроки окончания подачи заявок на участие в Конкурсе во исполнение предписаний ФАС России. В связи с чем Заказчиком внесены соответствующие изменения в проект договора Документации. Кроме того, у Заказчика также изменилась потребность в объеме закупаемых товаров и выполнении сопутствующих работ, в связи с чем Заказчиком на основании Протокола по согласованию с ООО «Алитком» внесены изменения в проект договора Документации, что подтверждается запросами Заказчика о согласовании новых сроков и объема закупаемых товаров и выполнения сопутствующих работ (от 26.05.2021 № ИСХ-1427/МОСК ДИП, 08.06.2021 № ИСХ-1577/МОСК ДИП, 11.06.2021 № ИСХ-6336/МОСК ДИ) и соответствующими письма от
ООО «Алитком» о подтверждении таких изменений (от 26.05.2021
сх № 39, от 11.06.2021 исх № 42). При этом места поставки закупаемых товаров
и выполнения сопутствующих работ Заказчиком не изменялись.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика
не противоречат Закону о закупках и Положению о закупке, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Интэк Групп» (ИНН: 7706563664;
ОГРН: 1047797078119) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1044/ОКЭ-ЦДИ ЦП/19 на право заключения договора поставки комплекса оборудования для производства сжатого воздуха и его сервисного обслуживания на период жизненного цикла (извещение № 31908748285) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.