Решение №28/65202/23 Решение 223ФЗ-307/23 от 14 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-307/23
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Электросетьстрой-11»
на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
09.08.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>,
при участии представителей:
АО «ЭССК ЕЭС»: <...>, <...>,
ООО «Электросетьстрой-11»: <...>, <...>, <...>,
представители ПАО «Россети», ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор)
на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Электросетьстрой-11» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Россети», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации, оформление ЗПО, разработку рабочей документации, поставку МТРиО, выполнение СМР и ПНР по инвестиционному проекту «Реконструкция ВЛ 500 кВ Воткинская ГЭС-Емелино в пролётах опор № 710 712; ВЛ 220 кВ Ирень-Партизанская в пролётах опор № 261 264; ВЛ 220 кВ Красноуфимская-Продольная с отпайкой на ПС Ягодная в пролётах опор № 186 188
и № 255 259; ВЛ 220 кВ Красноуфимская-Ирень в пролётах опор № 62 66, в части переустройства участков ВЛ на пересечении с проектируемой автодорогой категории IБ (М-12) на участке Дюртюли-Ачит (соглашение о компенсации затрат № 1060219
от 13.03.2023 г.)» (извещение № 32312462237), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Электросетьстрой-11»
(далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети»
(далее – Заказчик), организатора АО «ЭССК ЕЭС» (далее – Организатор)
при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации, оформление ЗПО, разработку рабочей документации, поставку МТРиО, выполнение СМР и ПНР
по инвестиционному проекту «Реконструкция ВЛ 500 кВ Воткинская ГЭС-Емелино
в пролётах опор № 710 712; ВЛ 220 кВ Ирень-Партизанская в пролётах опор № 261 264; ВЛ 220 кВ Красноуфимская-Продольная с отпайкой на ПС Ягодная в пролётах опор
№ 186 188 и № 255 259; ВЛ 220 кВ Красноуфимская-Ирень в пролётах опор № 62 66,
в части переустройства участков ВЛ на пересечении с проектируемой автодорогой категории IБ (М-12) на участке Дюртюли-Ачит (соглашение о компенсации затрат
№ 1060219 от 13.03.2023 г.)» (извещение № 32312462237) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии
или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению
с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке
у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Закупочная деятельность Заказчика, регламентируется единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), документацией о проведении Конкурса (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено на сайте единой информационной системе
в сфере закупок (https://www.zakupki.gov.ru) – 06.06.2023; -
Начальная (максимальная) цена договора – 287 000 870 руб.;
-
Дата окончания срока подачи заявок – 22.06.2023;
-
На участие в Конкурсе подана 1 заявка, признанная не соответствующей требованиям Документации;
-
Дата рассмотрения первых частей заявок – 03.07.2023;
-
Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
в Конкурсе – 13.07.2023; -
Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам
его проведения единственная заявка участника отклонена.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если
при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 02.08.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 09.08.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Организатора, неправомерно принявших решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Документации.
Представители Организатора с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок
на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии частью 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие
в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). При этом вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами 1-9, 11
и 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, а также частью 19.2 статьи 3.4
Закона о закупках.
В свою очередь, на основании части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках
не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы,
не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В силу положений подпункта «б» пункта 7.2.3 Документации Заказчик отклоняет заявку участника закупки в случае, если заявка участника закупки не соответствует требованиям, установленным Документацией, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).
Кроме того, пунктом 3.4.1 Документации предусмотрено, что заявка участника на участие в закупке должна содержать информацию и документы, указанные в пунктах 10, 12 части 2 «Информационная карта закупки» Документации
(далее – Информационная карта).
При этом согласно пункту 3.4.2 Документации в случае неполного представления информации и документов, перечисленных в пунктах 10, 12 Информационной карты Заказчик отклоняет заявку, поданную на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 10 части 2 Информационной карты установлены требования к сведениям и документам, представляемым в составе заявки участника закупки, в соответствии с которыми в целях подтверждения соответствия установленным требованиям участник закупки должен включить в состав ценового предложения, в том числе сводную таблицу стоимости работ по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации (часть 3 «Образцы форм
для заполнения участниками закупки», форма 9) с приложением файла сводной таблицы стоимости работ со всеми спецификациями, выполненными в формате MS Excel.
При этом формой 9.1 «Спецификация оборудования» (далее – Форма 9.1)
и формой 9.2 «Спецификация материалов» (далее – Форма 9.2) установлено,
что участнику закупки необходимо представить сведения, в том числе
о наименовании и марке поставляемой продукции по предмету закупки.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие
в Конкурсе от 17.07.2023 № 3/2768326 Заказчиком, Организатором принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Документации.
Представители Организатора на заседании Комиссии ФАС России представили сведения и пояснили, что Заявителем в составе заявки не представлены Формы 9.1 и 9.2, требование о предоставлении которых установлено подпунктом 4.1 пункта 10 части 2 Информационной карты, в связи с чем Заказчиком, Организатором принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей
требованиям Документации.
Вместе с тем, изучив положения Документации, представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что положениями Закона о закупках регламентировано, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки, при этом Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора.
Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в Конкурсе предоставлять дополнительную информацию о предлагаемом товаре, иметь такой товар в наличии, в связи с чем участник закупки может не располагать информацией, в том числе о наименовании
и марке предлагаемого к поставке товара при заполнении заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе с проектной документацией.
Комиссия ФАС России отмечает, что в составе Документации Заказчиком, Организатором не размещена проектная документация, что, в свою очередь,
не позволяет участникам закупки ознакомиться с объемом и стоимостью подлежащих выполнению работ, поставки товара в рамках рассматриваемой закупки, а также надлежащим образом сформировать свое ценовое предложение на поставляемые материалы и оборудование.
Вместе с тем отсутствие в ценовом предложении Заявителя спецификации оборудования и материалов с указанием наименования и марки поставляемой продукции по предмету закупки не свидетельствует о несоответствии предлагаемого
к поставке товара техническим и функциональным требованиям, установленным Документацией, а также не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки,
что ограничивает количество участников закупки, в связи с чем установление вышеуказанного требования противоречит требованиям Закона о закупках,
и, как следствие, отклонение по данному основанию неправомерно.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что действия Заказчика, Организатора, установивших в Документации вышеуказанное требование к составу заявки на участие в закупке, ограничивают количество участников закупки, и, как следствие, отклонивших заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 2 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Указанное свидетельствует о наличии признаков составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Электросетьстрой-11» (ИНН: 5904097958;
ОГРН: 1025900892665) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Россети» (ИНН: 4716016979; ОГРН: 1024701893336), организатора
АО «ЭССК ЕЭС» (ИНН: 7723185941; ОГРН: 1027700035285) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации, оформление ЗПО, разработку рабочей документации, поставку МТРиО, выполнение СМР и ПНР по инвестиционному проекту «Реконструкция ВЛ 500 кВ Воткинская ГЭС-Емелино в пролётах опор
№ 710 712; ВЛ 220 кВ Ирень-Партизанская в пролётах опор № 261 264; ВЛ 220 кВ Красноуфимская-Продольная с отпайкой на ПС Ягодная в пролётах опор № 186 188
и № 255 259; ВЛ 220 кВ Красноуфимская-Ирень в пролётах опор № 62 66,
в части переустройства участков ВЛ на пересечении с проектируемой автодорогой категории IБ (М-12) на участке Дюртюли-Ачит (соглашение о компенсации затрат
№ 1060219 от 13.03.2023 г.)» (извещение № 32312462237) обоснованной. -
Признать ПАО «Россети», АО «ЭССК ЕЭС» нарушившими часть 6
статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». -
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
от 09.08.2023 № 223ФЗ-307/23. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 09.08.2023 № 223ФЗ-307/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
об административных правонарушениях.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>
Члены Комиссии ФАС России: <...>
<...>