Решение №28/98989/21 РЕШЕНИЕ №223ФЗ-580/21 от 22 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925(ред. от 10.07.2019)"О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами"

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-580/21

по результатам рассмотрения жалобы ИП <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

17.11.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ФГУП «НПЦАП»: <...>, <...>,

ИП <...>: <...>,

представители ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ИП <...> от 21.10.2021 б/н, направленную письмом Московского
УФАС России от 25.10.2021 № ЕО/65221/21, на действия (бездействие) заказчика ФГУП «НПЦАП» при проведении запроса котировок
в электронной форме на право заключения договора на поставку средств вычислительной техники и периферии (извещение № 210119700573, размещенное на сайте http://www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ИП <...> (далее – Заявитель) от 21.10.2021 б/н, направленная письмом Московского УФАС России
от 25.10.2021 № ЕО/65221/21, на действия (бездействие) заказчика
ФГУП «НПЦАП» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку средств вычислительной техники и периферии (извещение № 210119700573, размещенное на сайте http://www.astgoz.ru) (далее – Запрос котировок, Жалоба)
.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»
(в редакции от 09.06.2021 №47-НС) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), документацией о закупке
(далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение размещено на сайте Оператора05.10.2021.

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 4 351 140 рублей.

      3. Дата окончания подачи заявок – 13.10.2021.

      4. Дата рассмотрения заявок – 15.10.2021.

      5. Дата подведения итогов Запроса котировок – 15.10.2021.

      6. По результатам подведения итогов Запроса котировок победителем признано ООО «Трейд СД» (далее – Победитель закупки) с предложением
        о цене договора в размере 3 760 000 рублей.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции.

В ходе заседания 29.10.2021 Комиссия ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 17.11.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупк
ах товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены, поскольку:

1. Заказчиком на сайте Оператора опубликован протокол подведения итогов Запроса котировок от 15.10.2021 № 2055 (далее – Протокол)
без подписей членов закупочной комиссии Заказчика (далее – Комиссия);

2. Заказчиком неправомерно применен приоритет Победителю закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»
(далее – Постановление № 925), поскольку Победителем закупки в составе заявки не представлены документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе
принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам
закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком на сайте Оператора опубликован Протокол без подписей членов Комиссия.

Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении
в единой информационной системе информации о закупке»
(далее – Постановление № 908) протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.

Согласно пункту 9 Постановления № 908 под графическим видом понимается файл с графическим образом оригинала документа.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что вышеуказанный протокол размещен на сайте Оператора без подписей членов комиссии, что свидетельствует о том,
что Протокол не имеет юридической силы и не создает правовых последствий для участников Закупки.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила,
что действующим законодательством, в частности Законом о закупках, Постановлением № 908, а также Положением о закупках не установлена обязанность Заказчика размещать протокол Закупки с подписями членов комиссии.

При этом опубликованный на сайте Оператора протокол подписан электронной цифровой подписью уполномоченного лица Заказчика,
что является достаточным основанием для признания вышеуказанного протокола юридически значимым и создает правовые последствия
для участников закупки.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно применен приоритет Победителю закупки в соответствии с Постановление № 925, поскольку Победителем закупки в составе заявки не представлены документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

В силу части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской
Федерации вправе установить, в том числе приоритет товаров российского
происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен Постановлением № 925.

Согласно пункту 1 Постановления № 925 заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 установлено,
что условием предоставления
приоритет товаров российского
происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами
является включение в документацию о закупке, в том числе, следующих сведений: требование об указании (декларировании) участником закупки
в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие
в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов
от предложенной им цены договора.

При этом пунктом 3 (1) Постановления № 925 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

Таким образом, в случае если продукция, предложенная участниками аукциона, отсутствует в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, при этом такими участниками представлено предложение
о поставке российского продукции, таким участникам предоставляется приоритет в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 (15%).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 приоритет товаров российского происхождения применяется заказчиком на стадии заключения договора по результатам аукциона, а именно путем снижения цены договора, предложенное победителем закупки, в случае если таким участником предложена продукция иностранного происхождения (при наличии предложений о поставке российских товаров иными участниками закупки).

Согласно Протоколу Заказчиком принято решение о применении приоритета в соответствии с Постановлением № 925 в отношении заявки Победителя Закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что заявка Победителя закупки содержит предложение о поставке средств вычислительной техники и периферии российского происхождения, в связи с чем Заказчиком принято решение
о применении приоритета в соответствии с Постановлением № 925.

Дополнительно представители Заказчика сообщили, что положениями Постановления № 925, Закона о закупках, Документации не предусмотрено предоставление в составе заявки документов, подтверждающих страну происхождение товара, в том числе выписки из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, сертификата СТ-1.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП <...> от 21.10.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «НПЦАП» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку средств вычислительной техники и периферии (извещение № 210119700573, размещенное на сайте http://www.astgoz.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.


 

Связанные организации

ООО «АСТ ГОЗ»
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
ФГУП «НПЦАП»
ИНН 7728171283, ОГРН 1027739552642