Решение №28/69804/21 РЕШЕНИЕ №223ФЗ-434/21 от 19 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОАО «РЖД»
Новорязанская ул., д. 12, Москва, 107174
ООО «РТС-тендер»
Тараса Шевченко наб., д. 23А, пом. 1, Москва, 121151
ООО «ЮниТранс»
Октябрьская ул., д. 11А, оф. 15, г. Котовск, Тамбовская обл., 393190 |
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-434/21
по
результатам рассмотрения жалобы ООО
«ЮниТранс»
на действия
(бездействие) заказчика при закупке
товаров, работ, услуг в соответствии
с
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
16.08.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание комиссии– начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Ивченко И.А.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Трусенковой М.Е.,
начальника отдела проверок № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Крюковой Е.Л.,
заместителя начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Дементьевой Г.С.,
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб № 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Янтуриной Л.К. (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО
«РЖД»:Ивановой Е.В. (доверенность
от 24.06.2021
№ ЦДЗС-15/Д),
ООО
«ЮниТранс»:
Юрченко
Е.А.
(доверенность от 13.08.2021
№
Ют/210813),
представители ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ООО
«ЮниТранс»
от 09.08.2021
№ 426
на действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД» при проведении открытого
конкурса
в электронной форме
№ 472/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21
на право заключения договоров на
выполнение работ по ремонту рельсов с
дефектами в зоне сварных стыков
электродуговой наплавкой на эксплуатационных
объектах Центральной дирекции
инфраструктуры (извещение № 32110514582),в
соответствии со статьей 18.1 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции»
(далее –
Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В
ФАС России поступила жалобаООО
«ЮниТранс» (далее
– Заявитель)
от 09.08.2021
№ 426
на действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД»
(далее
– Заказчик) при
проведении открытого
конкурса
в электронной форме
№ 472/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21
на право заключения договоров на
выполнение работ по ремонту рельсов с
дефектами в зоне сварных стыков
электродуговой наплавкой на эксплуатационных
объектах Центральной дирекции
инфраструктуры (извещение № 32110514582)
(далее
–
Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Закупочная
деятельность Заказчика регламентируется
Положением о закупке товаров, работ,
услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным
решением совета директоров ОАО «РЖД»
от
14.05.2021 (протокол № 10)
(далее
–
Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение
о проведении Конкурса размещено
в единой информационной системе в сфере
закупок www.zakupki.gov.ru
(далее
– Извещение) –
29.07.2021.
Начальная
(максимальная) цена договоров
по 13 лотам–
852
544 780
рублей.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.08.2021.
Дата рассмотрениязаявок на участие в Конкурсе – 06.09.2021.
Дата подведения итогов Конкурса – 07.09.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из
Жалобы следует, что при проведении
Конкурса Заказчиком нарушены права и
законные интересы Заявителя,
посколькуЗаказчиком
в
Документации установлен ненадлежащий
порядок оценки заявок участников
закупки
по
критерию
«Наличие
фактов неисполнения, ненадлежащего
исполнения обязательств перед заказчиком
и/или третьими лицами».
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктами
13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
установлено,
что
в
документации о конкурентной закупке
должны быть указаны критерии оценки и
сопоставления заявок на участие в такой
закупке, а также порядок оценки и
сопоставления заявок на участие в такой
закупке.
Согласно Документации закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанных в приложении № 1.4 к Документации.
Пунктом 3приложения № 1.4 к Документации установлен критерий «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», согласно которому:
«Сумма
баллов, присвоенная заявке участника
по всем вышеуказанным критериям,
уменьшается на 5 баллов при наличии
фактов неисполнения, ненадлежащего
исполнения обязательств перед заказчиком
и/или третьими лицами. При оценке по
критерию учитывается опыт работ
контрагента
за период три календарных
года, предшествующих дате проведения
настоящей закупки в случае расторжения
договора заказчиком (ОАО «РЖД») или
третьим лицом в одностороннем порядке
или по решению суда с данным контрагентом
в
связи с неисполнением (ненадлежащим
исполнением) им своих обязательств по
договору; в случае наличия у ОАО «РЖД»
или третьих лиц претензий
к участнику,
направленных заказчиком, третьим лицом
в адрес участника;
в случае уклонения
от заключения договора по результатам
проведенных процедур закупок».
Изучив
Документацию, а также заслушав пояснения
сторон,
Комиссия
ФАС России приходит к выводу об отсутствии
объективности вышеуказанного порядка
оценки заявок, поскольку у участников
закупки, обладающих различным количеством
фактов неисполнения, ненадлежащего
исполнения обязательств перед заказчиком
и/или третьими лицами (так, например: 1
случай расторжения соответствующего
договора или 5 случаев уклонения участника
закупки от заключения договора) будет
вычтено одинаковое количество баллов
(5 баллов), что ставит участников закупки
в неравное положение, не позволяет
Заказчику выявить лучшие условия
исполнения договора и объективно оценить
заявки участников закупки по указанному
критерию оценки.
Кроме того, наличие претензий Заказчика или третьих лиц к участнику закупки, неподтвержденных судебными актами, не являются достоверным доказательством ненадлежащего исполнения участником закупки договорных обязательств.
Таким
образом, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что действия Заказчика,
установившего ненадлежащий порядок
оценки заявок участников закупки по
критерию «Наличие
фактов неисполнения, ненадлежащего
исполнения обязательств перед заказчиком
и/или третьими лицами», противоречат
пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,
нарушают
пункты
13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках,
а
также
содержат
признаки состава
административного
правонарушения, ответственность за
совершение которого предусмотрена
частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской
Федерации
об административных
правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На
основании вышеизложенного и в соответствии
с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать
жалобу
ООО
«ЮниТранс»(ИНН:
6829071413;
ОГРН:
1116829000177)
от 09.08.2021
№ 426
на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД»(ИНН:
7708503727; ОГРН: 1037739877295)
при
проведении открытого
конкурса
в электронной форме
№ 472/ОКЭ-ЦДИ
ЦП/21 на право заключения договоров на
выполнение работ по ремонту рельсов
с дефектами в зоне сварных стыков
электродуговой наплавкой на
эксплуатационных объектах Центральной
дирекции инфраструктуры (извещение
№ 32110514582) обоснованной.
Признать
ОАО «РЖД» нарушившимпункты 13,
14
части 10
статьи 4 Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами
юридических лиц».
Выдать
обязательное к исполнению предписание,
направленное
на устранение выявленных
нарушений, в соответствии с принятым
решением от 16.08.2021
№ 223ФЗ-434/21.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 16.08.2021 № 223ФЗ-434/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении делаоб административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России И.А. Ивченко
Члены Комиссии ФАС России М.Е. Трусенкова
Е.Л. Крюкова
Г.С. Дементьева
Л.К. Янтурина
Исп.Сейфетдинов Ш.Р.
тел.8(499)755-23-23 вн. 097-204
2021-107399