Решение №28/33843/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-4/РНП/23 от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-4/РНП/23 о включении сведений
в реестр недобросовестных поставщиков

 

25.04.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

АО «МАКС»: <...>, <...>, <...>, <...>,

ООО «РТ-Капитал» <...>, <...>,

рассмотрев обращение ООО «РТ-Капитал» от 10.04.2022 № 1688-03-02, направленное письмом Московского УФАС России от 17.04.2023 № ЕИ/16535/23,
о включении сведений в отношении АО «МАКС» в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Обращение, Реестр),

У С Т А Н О В И Л А:

ООО «РТ-Капитал» (далее – Заказчик) представило в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211
«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1211) сведения в отношении АО «МАКС» для включения
в Реестр.

Комиссия ФАС России в результате осуществления проверки сведений, представленных Заказчиком, установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2
Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственной корпорации «Ростех», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол в ред. 25.06.2021 № 9) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения
об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также
о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты
по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия
в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции
и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений
и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора
в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что ООО «РТ-Капитал» является Заказчиком, в отношении которого введены политические санкции
со стороны Соединенных Штатов Америки.

Заказчиком 25.10.2021 на сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию для нужд ООО «РТ-Капитал» (извещение № 32110758483) (далее – Конкурс, Извещение).

Начальная (максимальная) цена договора – 49 992 886 руб.

Согласно Извещению предметом закупки является оказание услуг
по добровольному медицинскому страхованию для нужд ООО «РТ-Капитал»
(далее – Услуги).

В соответствии с протоколом подведения итогов от 23.11.2021
№ 575.2021-2 победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки «287201» – АО «МАКС» (далее – Страховщик) с предложением о цене договора в размере 39 640 000 руб., в связи с чем между Заказчиком и Страховщиком заключен договор от 15.12.2021 № 102225/11-4901075 (далее – Договор), общая страховая сумма которого составляет 4 450 000 000 руб.

Пунктом 5.1.1 Договора установлено, что срок оказания услуг по Договору
с 01.01.2022 по 31.12.2023.

Согласно пункту 1.2 Договора Страховщик берет на себя обязательство
при наступлении страхового случая организовать и оплатить предоставление застрахованным лицам, указанным в списке застрахованных лиц
(далее – Застрахованные лица), медицинских услуг в соответствии с Программами добровольного медицинского страхования (приложение № 2 к Договору)
(далее – Программа ДМС), а страхователь обязуется уплатить страховую премию
в размере и сроки, установленные Договором. Программа ДМС, установленная
для конкретного застрахованного лица, указывается в списке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации
от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
(далее – Закон об организации страхового дела) предусмотрено, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования
или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю
или иным третьим лицам.

При этом в силу положений пункта 2.1 Договора страховым случаем признается обращение застрахованного лица в течение срока действия Договора
в медицинскую организацию из числа предусмотренных настоящим Договором (приложение № 2 к Договору) или согласованных Страховщиком, для организации
и оказания ему медицинских и иных услуг, предусмотренных Программой.

В Программе ДМС установлен перечень медицинских учреждений, оказывающих Услуги Застрахованным лицам, а также объем медицинской помощи по соответствующим показаниям.

Пунктом 4.4.3 Договора установлено, что Страховщик обязан организовать предоставление Застрахованным лицам медицинских услуг в объеме, предусмотренных Программой ДМС.

Согласно пункту 4.4.11 Договора установлено, что Страховщик обязан обеспечить получение застрахованным лицом услуг, включенных в программу страхования как не требующих согласования со страховщиком, без необходимости дополнительного согласования (гарантийного письма).

Пунктом 21.3.2 (3) Положения о закупке установлено, что решение
об одностороннем отказе от исполнения договора может быть принято заказчиком
при условии, если это предусмотрено договором, в том числе по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее – ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ
от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа
от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 7.1.5 Договора установлено, что Договор прекращается, в том числе в случае одностороннего отказа Страхователя от Договора путем направления в адрес Страховщика письменного уведомления.

Из материалов Обращения следует, что письмом от 05.04.2023 № 1626-07-00 Заказчиком направлено в адрес Страховщика уведомление о расторжении Договора
в одностороннем порядке (далее – Уведомление), при этом вышеуказанное уведомление получено Страховщиком 06.04.2023, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ Договор считается расторгнутым.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили,
что причинами отказа от Договора в одностороннем порядке является несоблюдение Страховщиком условий Договора, а также многочисленные нарушения Страховщиком обязательств по Договору.

Согласно документам представленным представителями Заказчика
на заседании Комиссии ФАС России в период действия Договора с ноября
2022 года при обращении Застрахованных лиц в лечебно-профилактические учреждения (далее – ЛПУ), предусмотренные Программой ДМС, такие лица неоднократно получали отказы в предоставлении Услуг ввиду отсутствия заключенных договоров между ЛПУ и Страховщиком (например, ООО «СМ-Клиника»,
АО «Ильинская больница» и т.д.) (указанный перечень не является исчерпывающим),
а также ввиду несоблюдения Страховщиком условий оплаты услуг по заключенным
с ЛПУ договорам (например, поликлиники Минэкономразвития России от 16.03.2023 № ОГ-Д21-2425).

При этом в соответствии с пунктом 4.4.4 Договора Страховщик обязан
при наступлении страховых случаев оплатить медицинские услуги, оказанные застрахованным лицам в соответствии с условиями Договора и Программы ДМС.

Вместе с тем Страховщиком не предоставлены в ЛПУ гарантийные письма, подтверждающие оплату медицинских услуг Застрахованных лиц, ввиду чего ЛПУ приняты решения о приостановке оказания Услуг Застрахованным лицам,
что подтверждается письмами ООО «Клиника ЛМС» б/н б/д, ФГБУ «Поликлинника
№ 5» от 28.02.2023 № 56-321/8, Минэкономразвития России от 16.03.2023
№ ОГ-Д21-2425.

Кроме того, АО «Группа компаний «МЕДСИ», включенное в Программу ДМС, также отказал в предоставлении Услуг Застрахованным лицам в рамках Программы ДМС, в связи с тем, что гарантийные письма Страховщика на оплату услуг
для Застрахованных лиц не соответствуют требованиям АО «Группа компаний «МЕДСИ».

Согласно пункту 1.3 Договора общая численность Застрахованных лиц составляет 250 человек.

Вместе с тем согласно письму ФГБУ «Поликлинника № 1» от 14.03.2023
№ 25-14и-82/772 Страховщиком произведено снятие (исключение) Застрахованных лиц с медицинского обслуживания в количестве 145 человек.

Кроме того, ввиду неполучения Застрахованными лицами услуг ЛПУ
по причине неисполнения Страховщиком обязательств по Договору, 66 Застрахованных лиц подали в адрес Заказчика заявление об отказе в получении Услуг, предусмотренных Программой ДМС.

В соответствии с письмом от 20.03.2023 б/н Заказчик уведомил Страховщика
об исключении 66 человек из списка Застрахованных лиц.

Дополнительно представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что на момент направления Уведомления медицинское обслуживание оказывалось ЛПУ в уменьшенном количестве по сравнению с первоначальным перечнем ЛПУ, предусмотренным в Программе ДМС.

Так, например, согласно письму сотрудницы Страховщика от 28.03.2023 б/н медицинское обслуживание Застрахованных лиц осуществляется в одном ЛПУ
на каждую программу ДМС, установленную в Договоре.

На основании вышеизложенного, Заказчиком в адрес Страховщика направлены претензии о неисполнении обязательств по Договору от 02.02.2023 № 540-07-00,
от 14.02.2022 № 759-07-00.

При этом Страховщик в письме от 09.03.2023 № А-30-03/4703 признал факт ненадлежащей организации работ с ЛПУ. Кроме того, в вышеуказанном письме Страховщик сообщил о наличии необоснованных страховых выплат в отношении оказанных услуг Застрахованным лицам, а также о наличии отрицательных финансовых результатов по договорам страхования, например, по договору с сотрудниками Заказчика от 03.02.2021 № 102025/11-4949412 (страховая премия составила 9 531 715 руб., сумма выплат – 14 215 477 руб., финансовый результат – минус 4 683 762 руб.).

На заседании Комиссии ФАС России представители Страховщика пояснили,
что посредством проведения медико-экономической экспертизы Застрахованных лиц установлено, что одно и тоже застрахованное лицо обращается в различные ЛПУ
на оказание медицинской помощи неоднократное количество раз по одному страховому случаю с промежутком 1-2 дня, что подтверждается копией выписки лицевых счетов, представленных различными ЛПУ, например, МК «Семейный доктор», АО «Группа компаний «МЕДСИ», ФГБОУ «МК «Семейный доктор», ФГБУ «Поликлинника № 5»
и т.д.

При этом представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что обращения Застрахованных лиц в ЛПУ осуществлялись исключительно в рамках условий, предусмотренных Программой ДМС.

Вместе с тем в Договоре отсутствуют положения, регламентирующие право Страховщика в одностороннем порядке изменить порядок оказания услуг, а также перечень ЛПУ без согласования с Заказчиком.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России установила,
что Страховщик в одностороннем порядке изменил порядок оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях, предусмотренных Программой ДМС,
путем переоформления договорных отношений с Заказчиком и ЛПУ, с ограничением права Застрахованных лиц либо права ЛПУ самостоятельно определять объемы оказываемых Услуг, что свидетельствует о наличии существенных нарушений
условий Договора.

Пунктом 1 статьи 9 Закон об организации страхового дела установлено,
что страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Комиссия ФАС России отмечает, что договор страхования является алеаторной (рисковой) сделкой для сторон договора. При этом наступление или ненаступление страхового события лежит в основе обязательства страховщика.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Страховщика, Комиссия ФАС России приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения сведений в отношении Страховщика в Реестр.

Таким образом, руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», от 22.11.2012 № 1211, приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках»,
Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

Сведения, представленные <...> в отношении АО «МАКС» (115184, г. Москва, ул. Ордынка М., д. 50; ИНН: 7709031643), включить в Реестр сроком на 2 (два) года.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений
об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны