Решение №28/99889/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-601/21 от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-601/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СпецГазСтрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

19.11.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ООО «СпецГазСтрой»: <...>,

ООО «Ачим Девелопмент»: <...>,

представители ООО «ЭТП ГПБ» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «СпецГазСтрой» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Ачим Девелопмент» при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на строительство объектов «Куст газоконденсатных скважин №4А23» (вторая очередь), «Куст газоконденсатных скважин №4А15» (вторая очередь)
и выполнение работ по монтажу блоков непрерывного дозирования реагентов
и монтажу трубопроводов обвязки на КГС №№ 4А07, 4А11, 4А17, 4А18, 5А10, 5А15, 5А16, 5А11, 5А17, 5А23 (извещение № 32110373180), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «СпецГазСтрой»
(далее – Заявитель) 04.10.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
ООО «Ачим Девелопмент» (далее – Заказчик) при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на строительство объектов «Куст газоконденсатных скважин №4А23» (вторая очередь), «Куст газоконденсатных скважин №4А15» (вторая очередь) и выполнение работ по монтажу блоков непрерывного дозирования реагентов и монтажу трубопроводов обвязки
на КГС №№ 4А07, 4А11, 4А17, 4А18, 5А10, 5А15, 5А16, 5А11, 5А17, 5А23 (извещение № 32110373180) (далее – Конкурентный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках,
при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение
и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые
в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе (далее – ЕИС) предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке,
за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона
о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, утвержденного решением общего собрания участников ООО «Ачим Девелопмент» от 08.11.2019 протокол № 5/2019 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурентного отбора, закупочной документацией (далее – Извещение, Документация):

      1. Извещение о проведении Конкурентного отбора размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 10.06.2021;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 626 814 500 рублей;

      3. Дата окончания срока подачи заявок – 22.07.2021;

      4. На участие в закупке подано 15 заявок;

      5. Дата рассмотрения заявок – 08.11.2021;

      6. К участию в закупке допущено – 13 заявок;

      7. Дата подведения итогов – 08.11.2021.

      8. По результатам проведения Конкурентного отбора победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером 1
        (ООО «Ямалстройинвест») с предложением о цене договора в размере
        1 382 746 123,20 рубля.

В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 18.11.2021 до 19.11.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурентного отбора Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  1. Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 13.10.2021
    по делу № 223ФЗ-548/21 (далее – Предписание);

  2. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по подкритериям:

«Наличие необходимой спецтехники и МТР для выполнения работ по предмету конкурентного отбора Наличие справки о материально-технических ресурсах (Форма 1.2.3) Таблица 2. Наличие в составе заявки копий документов (ПТС, ПСМ, копии договора аренды/лизинга) подтверждающие наличие спецтехники необходимой в соответствии с требованиями указанными в пункте 13.6.17 Документации» (далее – Подкритерий № 1);

«Наличие справки о кадровых ресурсах участника закупки» (далее – Подкритерий № 2) нестоимостного критерия (далее – Критерий).

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурентного отбора Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком не исполнено Предписание.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что
по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной

или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо
в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных
в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации
(их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды
(их должностные лица), физические лица, в том числе
индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями

и предписаниями срок.

Комиссией ФАС России установлено, что 04.10.2021 в ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика
при проведении Конкурентного отбора, по итогам рассмотрения которой Комиссией ФАС России принято решение от 13.10.2021 по делу
№ 223ФЗ-548/21 (далее – Решение), согласно которому в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:

части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном отклонении заявки Заявителя;

части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установлении в Документации положения, согласно которому заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае, если участником закупки указана стоимость работ, ниже на 15% от средней стоимости работ;

пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся
в нарушении Заказчиком принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

пункта 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившееся в составлении протокола по итогам конкурентной закупки в нарушении положений Закона о закупках.

На основании Решения Заказчику выдано обязательное для исполнения Предписание, согласно которому Заказчику необходимо:

отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурентного отбора, уведомить участников Конкурентного отбора об отмене протоколов;

назначить новую дату и время рассмотрения заявок на участие в Конкурентного отбора, дату и время подведения итогов Конкурентного отбора, а также разместить в ЕИС соответствующую информацию;

пересмотреть заявки участников Конкурентного отбора в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации
и с учетом принятого Комиссией ФАС России Решения;

продолжить проведение Конкурентного отбора в соответствии
с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, принятого Решения
и предоставить подтверждение исполнения Предписания до 02.11.2021.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком не исполнено Предписание, в том числе Заказчиком
не назначена новая дата и время рассмотрения заявок на участие
в закупке, дата и время подведения итогов, а также не размещена соответствующая информация в ЕИС. Кроме того, по мнению представителя Заявителя, Заказчиком не пересмотрены заявки участников закупки в соответствии с Решением.

В соответствие со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в силу Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595
с 30.10.2021 по 7.10.021 объявлены нерабочими днями, в связи с чем Заказчиком с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнено Предписание 08.11.2021.

Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии
с представленными материалами, а также сведениями, размещенными в ЕИС Заказчиком исполнено Предписание в полном объеме, а именно согласно
уведомлению от 08.11.2021 Заказчиком назначены новые даты и время рассмотрения заявок на участие в закупке, подведения итогов закупочной процедуры, а также пересмотрены заявки участников Конкурентного отбора.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что согласно протоколу от 08.11.2021 № 244/1/0107 Заказчиком пересмотрены заявки участников закупки, а также же принято решение о допуске заявки Заявителя
к участию в закупке в соответствии с Решением.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с протоколом от 08.11.2021 № 244/1/0107 заявке Заявителя по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия присвоено 0 баллов.

Согласно пункту 17.2 Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке проводится в соответствии с приложения 1 «Методика анализа и оценки заявок на участие в Конкурентном отборе»
к Документации (далее – Методика).

Разделом 2 «Оценка и сопоставление заявок участников конкурентного отбора» Методики установлено следующее: «Рейтинг заявки на участие в конкурентном отборе представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).

Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.

Для данного конкурентного отбора максимальный уровень оценки устанавливается в баллах равных 100 или в процентах – равных 100%.

Сравнительная оценка конкурсных заявок участников закупки проводится по следующим критериям:

1) «Нестоимостной» (коэффициент значимости критерия – 50 %);

2) «Стоимостной» (коэффициент значимости критерия – 50 %)».

При этом согласно положениям Методики Критерий включает в себя,
в том числе Подкритерии №№ 1, 2.

2.1. Разделом 2 Методики установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по Подкритерию № 1 Критерия (коэффициент значимости подкритерия – 0,15): «Предмет оценки Подкритерия № 1 Критерия: информация, указанная в таблице 2 справки о материально-технических ресурсах (Форма 1.2.3), копии документов (ПТС, ПСМ, копии договора аренды/лизинга) подтверждающие наличие спецтехники в соответствии с требованиями указанными в пункте 13.6.17 Документации.

Принцип учета Подкритерия № 1 Критерия:

10 баллов, в случае представления участником закупки в составе заявки сведений о перечне и количестве техники, планируемой
к использованию для выполнения работ, соответствует требованиям Документации. Наличие у
участника закупки техники (собственность/аренда/лизинг) подтверждено копиями действующих документов (ПТС; ПСМ; копии договоров аренды/лизинга)

0 баллов, в случае представления участником закупки в составе заявки сведений о перечне и количестве техники, планируемой к использованию для выполнения работ, не соответствующие требованиям Документации. Наличие указанной в Форме 1.2.3 таблицы 2 техники у участника закупки
не подтверждено копиями действующих документов (ПТС; ПСМ; копии договоров аренды/лизинга), т.е. копии таких документов отсутствуют, либо приложены не в полном объеме. Не предоставлена справка о материально-технических ресурсах (Форма 1.2.3) таблицы 2.

Максимальный балл – 10.

При этом учитывается только информация указанная в таблице 2 справки о материально-технических ресурсах (Форма 1.2.3), которая подтверждена копиями документов».

Кроме того пунктом 13.6.17 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки положениям Документации, в том числе копии документов (ПТС, ПСМ, копии договора аренды/лизинга) подтверждающие наличие транспортных средств для обеспечения доставки специалистов на объект и спецтехники для осуществления разработки грунта в карьере, строительно-монтажных
и пусконаладочных работ.

В силу положений вышеуказанного пункта участник закупки должен подтвердить наличие спецтехники для осуществления разработки грунта и строительно-монтажных работ, так например: экскаваторы (объём ковша не менее 1,25 м. куб.) – не менее 6 единиц, агрегат сварочный (от 2 постов) – не менее 3 единиц, бульдозеры (мощностью от 79 кВт) – не менее 2 единиц.

2.2. Разделом 2 Методики установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по Подкритерию № 2 Критерия (коэффициент значимости подкритерия – 0,05): «Предмет оценки Подкритерия № 2 Критерия: наличие справки о кадровых ресурсах участника закупки (Форма 1.2.4) и соответствие требованию пункта 13.6.18 Документации о численном и квалификационном составе персонала.

Принцип учета Подкритерия № 2 Критерия:

10 баллов, в случае представления участником закупки в составе заявки Формы 1.2.4 «Справка о кадровых ресурсах участника закупки»
и указанная в ней информация, подтверждает соответствие участника закупки требованию пункта 13.6.18 Документации численном и квалификационном составе персонала.

0 баллов, в случае непредставления участником закупки в составе заявки Формы 1.2.4 «Справка о кадровых ресурсах участника закупки» либо, если информация, указанная в ней, не подтверждает соответствие участника закупки требованию пункта 13.6.18 Документации о численном и квалификационном составе персонала.

Максимальный балл – 10».

Кроме того пунктом 13.6.18 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки положениям Документации, в том числе справка о кадровых ресурсах участника закупки (Форма 1.2.4).

В силу положений вышеуказанного пункта участник закупки должен подтвердить наличие квалифицированного персонала для осуществления разработки грунта и строительно-монтажных работ, так, например: сварщики 6 разряда, НАКС – не менее 10 человек, изолировщики 3-5 разряда – не менее 4 человек, лаборатория – не менее 2 человек.

Вместе с тем, изучив порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия, Комиссии ФАС России установила, что участникам закупки представившим сведения
о количестве оборудования или кадровых ресурсов, не превышающее минимальное количество, установленное в Документации, будет присвоено 0 балов,
что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанным подкритериям и ставит участников закупки в неравное положение при сопоставлении заявок таких участников, а также не позволяет однозначным образом выявить лучшее предложение.

Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что для исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам закупочной процедуры, участнику закупки необходимо иметь минимальное количество оборудования или кадровых ресурсов, установленных пунктами 13.6.7 и 13.6.8 Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия, и как следствие, ненадлежащим образом оценившего по вышеуказанному порядку оценки заявку Заявителя нарушают часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «СпецГазСтрой» (ИНН: 7743503864;
    ОГРН 1037739818357)
    б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Ачим Девелопмент» (ИНН: 8904075533; ОГРН: 1148904001971) при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на строительство объектов «Куст газоконденсатных скважин №4А23» (вторая очередь), «Куст газоконденсатных скважин №4А15» (вторая очередь) и выполнение работ
    по монтажу блоков непрерывного дозирования реагентов и монтажу трубопроводов обвязки на КГС №№ 4А07, 4А11, 4А17, 4А18, 5А10, 5А15, 5А16, 5А11, 5А17, 5А23 (извещение № 32110373180) обоснованной
    в части неправомерных действий Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Подкритериям №№ 1, 2 Критерия, и, как следствие, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя.

  2. Признать ООО «Ачим Девелопмент» нарушившим части 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.11.2021 № 223ФЗ-601/21.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 19.11.2021 № 223ФЗ-601/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "СпецГазСтрой"
ИНН 7743503864, ОГРН 1037739818357
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО "Ачим Девелопмент"
ИНН 8904075533, ОГРН 1148904001971