Решение №28/41473/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-198/23 от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-198/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

23.05.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 12.05.2023 № 43 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по централизованному сервисному обслуживанию инфраструктуры информационных технологий (сервисный центр на территории г. Москва и Московская область)
(извещение № 230129400102, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 12.05.2023 № 43 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг
по централизованному сервисному обслуживанию инфраструктуры информационных технологий (сервисный центр на территории г. Москва
и Московская область) (извещение № 230129400102, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) (далее – Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,
а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа
и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми
в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 16.09.2022
(далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки в единой информационной системе,
на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом
о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений
в договор в единой информационной системе размещается информация
об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке
у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если
это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок
(далее – Извещение), документацией о проведении закупки
(далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора 24.04.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) –
    99 001 770 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 03.05.2023;

  4. На участие в Запросе котировок подано 3 заявки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе
    котировок – 10.05.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок до участия в Запросе котировок допущены 3 заявки участников закупки;

  7. Дата подведения итогов – 10.05.2023;

  8. По результатам подведения итогов победителем признано
    <...> с предложением о цене договора в размере
    53 752 078, 18 руб.

В ходе заседания 22.05.2023 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего изучения Жалобы объявлен перерыв до 23.05.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком неправомерно допущены до участия заявки <...>, а также <...>.

2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников от 10.05.2023 № ЗК-168/23 (далее – Протокол).

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

  1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно допущены
    до участия заявки <...>, а также <...>.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1.1. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1.1 Документации участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации
к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на производство работ и оказание услуг, являющихся предметом заключаемого договора, иными разрешительными документами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации.

При этом подпунктом «г» пункта 3.2.1 Документации установлено,
что участник Запроса котировок должен оформить и направить заявку, включающую, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии
с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку продукции являющейся предметом Запроса котировок, в случае если в соответствии с законодательством установлены такие требования

(копии лицензий и иных разрешительных документов).

Вместе с тем пунктом 2.4.17.1 проекта договора Документации установлено, что исполнитель обязан, в том числе на все время действия договора иметь действующую лицензию на проведение работ, связанных
с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.6 проекта договора Документации Заказчик при необходимости передает исполнителю
по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения, составляющие государственную тайну.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя
пояснил, что Заказчиком неправомерно допущены до участия заявки
<...>, а также <...>, поскольку, по мнению Заявителя, указанные общества
не обладают лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что предметом Запроса котировок является оказание услуг
по централизованному сервисному обслуживанию инфраструктуры информационных технологий, что к лицензируемым видам деятельности законодательством Российской Федерации не отнесено, в связи с чем Заказчиком в Документации не установлено обязательное требование
к участникам закупки о наличии соответствующих лицензий и, как следствие,
у Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявок участников Запроса котировок в случае непредставления в составе заявки таких лицензий.

При этом представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предъявляется исключительно
к исполнителю по договору, заключаемому по результатам проведения Запроса котировок.

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила,
что в Документации отсутствуют положения, закрепляющие
обязанность участника Запроса котировок в предоставлении лицензии
на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на этапе подачи заявок, в связи с чем Комиссия
ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Документации и Положения о закупке.

1.2. Пунктом 1 статьи 28 Положения о закупке установлено, что
при получении заявки участника закупочной процедуры, содержащей предложение о цене договора, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении и/или документации процедуры закупки, закупочная комиссия вправе отказать участнику закупочной процедуры, подавшему такую заявку, в допуске к участию
в закупочной процедуре.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Положения о закупке
в случае принятия закупочной комиссией решения о допуске к участию
в закупочной процедуре участника закупки, которым предложена цена договора, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, Заказчик вправе заключить договор с требованием предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении закупочной процедуры, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

Пунктом 14 информационной карты Документации установлено,
что обеспечение исполнения обязательств по договору не предусмотрено.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно допущены до участия заявки
<...>, а также <...>, ввиду того, что ценовые предложения, поданные данными обществами, ниже НМЦД более чем на 25 %.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в Документации отсутствуют положения в отношении применения
к участникам Запроса котировок антидемпинговых мер в случае предложения цены договора, которая на 25 и более процентов ниже НМЦД.

Также представитель Заказчика сообщил, что в соответствии
с Положением о закупке у Заказчика отсутствует обязанность отказать
в допуске участнику закупки, предложившему цену договора, которая на 25
и более процентов ниже НМЦД.

Таким образом, изучив представленные материалы, Комиссии
ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, допустившего
до участия в Запросе котировок заявки <...>, а также <...>, не противоречат требованиям Закона о закупках, Документации, Положения о закупке, в связи
с чем довод Жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол.

Частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок,
а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке
с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок
(в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что, исходя из сведений, размещенных в разделе «Предоставление сведений
из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте https://egrul.nalog.ru,
в отношении юридических адресов <...>, а также
<...> указано следующее:

1. <...>;

2. <...>.

При этом представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол ввиду того, что в Протоколе указаны следующие юридические адреса:

1. <...>;

2. <...>.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, в том числе состав заявок <...>, а также <...>, установила, что данными обществами в форме анкеты участника, содержащейся в пункте 4.2 раздела 4 Документации, указаны сведения о юридических адресах, соответствующих информации, размещенной в разделе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте https://egrul.nalog.ru.

Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии
ФАС России сообщил, что Заказчиком при формировании Протокола
допущена техническая ошибка в части указания юридических адресов

<...>, а также <...>.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что Протокол содержит сведения, требование к указанию которых содержится в Законе о закупках.

Таким образом, действия Заказчика, допустившего техническую ошибку при формировании Протокола, нарушают требования части 1 статьи 2
Закона о закупках.

Вместе с тем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что выявленное нарушение на результаты проведения Запроса котировок не повлияло.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 12.05.2023 № 43 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по централизованному сервисному обслуживанию инфраструктуры информационных технологий (сервисный центр на территории г. Москва и Московская область) (извещение № 230129400102, размещенное
    на сайте https://www.astgoz.ru)
    обоснованной в части ненадлежащего формирования протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников от 10.05.2023 № ЗК-168/23.

  2. Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Обязательное к исполнению предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение на итоги Запроса котировок не повлияло.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны