Решение №28/86258/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-540/21 от 12 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 223ФЗ-540/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЦСТ Инжиниринг»

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

07.10.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

Банка ВТБ (ПАО): <...>, <...>,

представители ООО «ЦСТ Инжиниринг», АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «ЦСТ Инжиниринг» от 29.09.2021 б/н, направленную письмом
Санкт-Петербургского УФАС России от 30.09.2021 № 78/27806/21, на действия (бездействие) заказчика Банк ВТБ (ПАО) при проведении конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса ремонтно-строительных работ и оборудование нежилых помещений для размещения сотрудников ИТ-центра в здании по адресу:
г. Хабаровск, Восточное шоссе, д. 41 (извещение № 32110582493),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЦСТ Инжиниринг»
(далее – Заявитель) от 29.09.2021 б/н, направленная письмом
Санкт-Петербургского УФАС России от 30.09.2021 № 78/27806/21, на действия (бездействие) заказчика Банк ВТБ (ПАО) (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса ремонтно-строительных работ
и оборудование нежилых помещений для размещения сотрудников ИТ-центра
в здании по адресу: г. Хабаровск, Восточное шоссе, д. 41 (извещение
№ 32110582493) (далее Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупках товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО), утвержденым наблюдательным советом Банка ВТБ (ПАО) (далее – Положение
о закупках).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой
    информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее
    ЕИС) 24.08.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора 113 514 371,85 рубль;

  3. Дата окончания подачи заявок – 09.09.2021;

  4. На участие в Конкурсе подано – 2 заявки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке – 15.09.2021;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок допущены
    к участию в Конкурсе все поданные заявки участников закупки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок участников закупки – 20.09.2021;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующими требованиям Документации одна заявка признана участника закупки;

  9. Дата подведения итогов Конкурса – 20.09.2021;

  10. Победителем Конкурса признано ООО «Стройкомплект»
    (далее – Победитель) с предложением о цене договора в размере 105 568 365,82 рублей.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводам Жалобы, при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  1. Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

  2. Заказчиком неправомерно допущен к участию в закупке
    ООО «Стройкомплект» и, как следствие, признан победителем Конкурса.

  3. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положени
я о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках,
следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

В силу пункта 8 Документации заявки на участие закупки и участники, подавшие такие заявки, рассматриваются на соответствие требованиям, установленным Заказчиком в Документации к участникам данной закупки и требованиям к закупаемой продукции.

Подпунктом 8.6 пункта 8 Документации установлено следующее требование к участникам закупки, предусмотренные статьями 48, 52 Градостроительного кодекса Российской (далее – ГрК РФ):

«1. Наличие членства в саморегулируемой организации (далее – СРО)
в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц с госучастием в случаях, перечисленных в пункте 4.1
статьи 48 ГрК РФ), с правом осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым
с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)
с уровнем ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда не ниже первого.

2. Наличие членства в СРО в области строительства (за исключением унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц с госучастием в случаях, перечисленных в пункте 2.2
статьи 52 ГрК РФ), с правом выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) с уровнем ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда не ниже второго».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 20.09.2021
№ 32110582493-02 (далее – Протокол)
на основании пункта 4.4.1 Положения
о закупк
ах Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя,
в связи с отсутствием у Заявителя членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Как следует из пункта 4.4.1 Положения о закупках непредставление обязательных документов и сведений, предусмотренных Документацией (в том числе непредставления документа или копии документа, подтверждающего выполнение требования об обеспечении заявки на участие в процедуре закупки, если требование обеспечения заявок установлено в документации процедуры закупки) является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре закупки.

Из Жалобы следует, что Заявителем в составе заявки представлено соглашение, согласно которому ООО «АНТ» является подрядной организацией Заявителя по выполнению архитектурно-строительного проектирования.

Кроме того, пунктом 6.2.1 приложения № 5 «Проект договора»
к Документации установлено, что подрядчик вправе привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ по договору, при этом подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за действия (бездействие) субподрядчиков.

Также, Заявителем представлена выписка из реестра членов СРО
от 20.08.2021 № 0000000000000000000001755, согласно которой ООО «АНТ» является членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. Аналогичные сведения
содержатся в Едином реестре членов СРО, размещенном
на портале Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (https://www.nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/).

Таким образом, по мнению Заявителя, им в составе заявки представлены документы, подтверждающие его соответствие обязательным требованиям Документации.

Кроме того, Комиссия ФАС России, изучив положения Документации,
а также представленные материалы, приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Документации в части установления требования
о наличии у участника закупки одновременно членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, а также в области строительства

не соответствуют требованиям Закона о закупках, поскольку выполнение каждого вида работ подразумевает наличие специальной правоспособности (членства в СРО), а также определенного опыта выполнения работ, в связи
с чем установление указанных требований Документации влечет за собой невозможность участия в такой закупке участника, не обладающего правом выполнения части работ, предусмотренных техническим заданием (например: осуществить разработку проектной документации).

Учитывая изложенное, требование Документации о том, что участник закупки должен быть членом одновременном двух СРО ограничивает количество участников закупки, что не соответствует требованиям Закона
о закупках.

Кроме того, учитывая, что участником закупки для выполнению работ
по договору может быть привлечена субподрядная организация, в связи с чем, требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования необходимо устанавливать к лицу, осуществляющему соответствующие виды работ, требующие наличие разрешительных документов, на этапе исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования, и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя по указанному основанию, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках,
что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8
статьи 7.32.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно допущен
к участию в закупке ООО «Стройкомплект» и, как следствие, признан победителем Конкурса.

В соответствии с частью 5 статьи 55.8 ГрК РФ член СРО самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса
в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос
в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами СРО.

По мнению Заявителя, Заказчиком принято неправомерное решение
о допуске заявки Победителя
к участию в закупке, поскольку согласно подпункту 8 пункта 7 Протокола ООО «Стройкомплект» является членом СРО
в области строительства с первым уровнем ответственности по обязательствам
по договорам
подряда, что противоречит положениям Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что Победителем в составе заявки представлено гарантийное письмо о повышении уровня ответственности члена СРО по обязательствам в случае признания победителем закупки и заключения с ним договора. При этом, в силу статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации такое гарантийное письмо является заверением об обстоятельствах и налагает на субъекта правоотношений соответствующие обязательства.

Кроме того, Победителем в составе заявки также представлена справка
№ 1238/21 от 06.10.2021, выданная Ассоциацией Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей «СОЮЗ», о подаче заявления о повышении до 2 уровня ответственности по обеспечению договорных обязательств. Заседание совета данной СРО по указанному вопросу запланировано на 08.10.2021.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего решение о допуске к участию в закупке ООО «Стройкомплект» и, как следствие, признавшего его победителем,
не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке
и Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету закупки.

При этом Комиссия ФАС России сообщает, что частью 11 статьи 3 Закона о закупках установлено, что после окончания установленного в документации
о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие) совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие
в закупке.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок – 09.09.2021.

Вместе с тем Жалоба, содержащая в том числе доводы на положения Документации, направлена Заявителем в ФАС России 29.09.2021, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Учитывая изложенное, доводы на положения Документации, представленные в Жалобе, не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЦСТ Инжиниринг» (ИНН: 2723194190;
    ОГРН: 1172724011151) от 29.09.2021 б/н, направленную письмом
    Санкт-Петербургского УФАС России от 30.09.2021 № 78/27806/21, на действия (бездействие) заказчика Банк ВТБ (ПАО) (ИНН: 7702070139;
    ОГРН: 1027739609391) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса ремонтно-строительных работ и оборудование нежилых помещений для размещения сотрудников ИТ-центра в здании по адресу: г. Хабаровск, Восточное шоссе, д. 41 (извещение № 32110582493) обоснованной в части неправомерного решения об отклонении заявки ООО «ЦСТ Инжиниринг».

  2. Признать Банк ВТБ (ПАО) нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 07.10.2021 № 223ФЗ-540/21.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 07.10.2021 № 223ФЗ-540/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ООО "ЦСТ Инжиниринг"
ИНН 2723194190, ОГРН 1172724011151
Банк ВТБ (ПАО)
ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391