Решение №28/13389/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-61/23 от 22 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-61/23
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
17.02.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>: <...>,
представители <...>, <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на изготовление
и поставку гидромеханического оборудования, металлоконструкций и канатных механизмов, для объекта строительства Черекская ГЭС на территории Кабардино-Балкарской Республики в рамках реализации проекта «Черекская ГЭС» (извещение № 32312049169), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на изготовление и поставку гидромеханического оборудования, металлоконструкций и канатных механизмов, для объекта строительства Черекская ГЭС на территории Кабардино-Балкарской Республики в рамках реализации проекта «Черекская ГЭС» (извещение № 32312049169) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным протоколом заседания совета директоров от 29.09.2022 № 349
(далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки в единой информационной системе,
на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом
о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений
в договор в единой информационной системе размещается информация
об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке
у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если
это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):
-
Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 20.01.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 201 506 906 рублей;
-
Дата окончания срока подачи заявок – 17.02.2023;
-
Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
в Конкурсе – 22.02.2023; -
Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
в Конкурсе – 09.03.2023; -
Дата подведения итогов – 15.03.2023.
В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 14.02.2023 до 17.02.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
Представитель Заказчика в письменных возражениях с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктами 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки, критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок
на участие в такой закупке.
1.1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии материально-технических ресурсов.
На заседании Комиссии ФАС России представителем Заявителя указанный довод Жалобы отозван, в связи с чем указанный довод Жалобы
не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.
1.2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения поставок, аналогичных предмету закупки, исключительно на объектах топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с подпунктом 7.1.1 приложения № 1 к Документации участник на момент подачи заявки на участие в настоящей закупке должен иметь совокупный опыт выполнения на объектах топливно-энергетического комплекса включающий в себя:
-
поставку гидромеханического оборудования:
-
закладные части затвора плоского колёсного в комплекте
с затвором; -
закладные части затвора плоского, скользящего в комплекте
с затвором;
-
металлоконструкции:
-
аэрационная труба;
-
облицовка стальная напорных водоводов;
-
грузоподъемные механизмы.
При этом за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявок
на участие в конкурентной закупке, участником должны быть исполнены обязательства (выполнена поставка) по аналогичным договорам (в рамках одного и/или нескольких договоров) в общем/совокупном объеме не менее 40 % от начальной (максимальной) цены договора (лота), указанной в Извещении.
Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте участника», приведенной в Документации, с представлением скан-копий договоров либо их частей
(с приложением документов, предусмотренных требованиями договора, подтверждающих факт его исполнения, подписанных с обеих сторон (копии договоров и накладных ТОРГ-12/УПД, а также документов на поставленную ранее продукцию, подтверждающих факт ее изготовления и с указанием изготовителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний)), а также «Справки об аффилированности участника закупки» с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в документации о закупке.
Сведения, не позволяющие явно/однозначно определить наличие требуемого опыта у участника, не оцениваются.
Наличие опыта будет оцениваться по подтверждённым сведениям
о выполнении участником поставок по указанным позициям a)-с)
в совокупности в одном или нескольких договорах.
Отсутствие опыта по любой из позиций a)-с) будет расцениваться как несоответствие участника требованиям подпункта 7.1.1 приложения № 1
к Документации».
При этом в соответствии с подпунктом 7.7.2.4 Документации участник
в справке об опыте участника, содержащейся в разделе 7 Документации, должен представить исчерпывающую информацию для оценки имеющегося
у участника опыта поставки продукции только в том случае, если соответствующий критерий оценки предусмотрен в соответствии с разделом 13 Документации.
Вместе с тем подпунктом 2 пункта 13.1 раздела 13 Документации установлен критерий оценки «Опыт выполнения работ (опыт участника)» (далее – Критерий), в соответствии с которым чем больше опыт (в рамках одного и/или нескольких договоров), соответствующий требованиям, указанным в подпунктах a) b) c) пункта 7.1.1 приложения № 1 к Документации, тем выше предпочтительность.
Расчет оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»:
-
Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра),
в зависимости от информации, предоставленной в i-ой заявке документов, подтверждающих опыт поставки соответствующей продукции и выполнения работ (в соответствии с условиями подпунктов a) b) c) пункта 7.1.1 приложения № 1 к Документации: -
Б2.1=0 – участник подтвердил опыт на сумму 40% (включительно)
от НМЦД; -
Б2.1=3 – участник подтвердил опыт на сумму более 40% до 80% (включительно) от НМЦД;
-
Б2.1=5 – участник подтвердил опыт на сумму более 80% от НМЦД.
-
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что установленное Заказчиком требование о наличии опыта исключительно
на объектах топливно-энергетического комплекса является избыточным, поскольку заявки участников закупки, имеющих опыт поставок на объектах,
не относящихся к объектам топливно-энергетического комплекса,
не допускаются до участия в Конкурсе и в последующем не подлежат оценке. -
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, установила, что требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения поставок, аналогичных предмету закупки, исключительно на объектах топливно-энергетического комплекса не является отборочным и установлено Заказчиком для целей осуществления оценки заявок участников по Критерию.
-
Вместе с тем Заказчиком в соответствии с установленным
подпунктом 7.1.1 приложения № 1 к Документации требованием
при оценке в совокупности учитывается опыт поставок гидромеханического оборудования, металлоконструкций и подъемных сооружений. В случае отсутствия опыта по одному из вышеуказанных наименований заявка такого участника не подлежит оценке по Критерию, что свидетельствует об отсутствии объективности и ставит участников закупки в неравное положение. -
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащее требование к участникам закупки
о наличии опыта выполнения поставок исключительно на объектах
топливно-энергетического комплекса и, как следствие, сформировавшего ненадлежащий порядок оценки по Критерию, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях. -
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения. -
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
<...>, при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на изготовление и поставку гидромеханического оборудования, металлоконструкций и канатных механизмов, для объекта строительства Черекская ГЭС на территории Кабардино-Балкарской Республики в рамках реализации проекта «Черекская ГЭС» (извещение
№ 32312049169) обоснованной.
Признать <...> нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 17.02.2023 по делу № 223ФЗ-61/23.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 17.02.2023 по делу № 223ФЗ-61/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.