Решение №28/62439/23 Решение 223ФЗ-297/23 от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-297/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

01.08.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,
<...>: <...>, <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 20.07.2023 № ТС/П-161 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной техники (извещение № 32312497657), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 20.07.2023 № ТС/П-161 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной техники (извещение
№ 32312497657) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд
<...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 26.08.2022 (протокол № 408)
(в редакции от 05.04.2023 (протокол № 416) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные
в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению
с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке
у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений
(далее – Извещение), документацией о проведении закупки (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 16.06.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 212 451 733, 32 руб. с учетом НДС;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 07.07.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений – 07.07.2023;

  5. На участие в Запросе предложений подано 4 заявки, из них 3 заявки участников признаны соответствующими требованиям Документации;

  6. Дата подведения итогов – 10.07.2023;

  7. По результатам подведения итогов победителем признан участник закупки
    с реестровым номером заявки «224738» (участник № 3) (далее – Победитель)
    с предложением о цене договора в размере 195 455 594,64 руб. с НДС.

В ходе заседания 26.07.2023 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен
до 01.08.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Победителя по критерию «Опыт участника» (далее – Критерий).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 33 Положения о закупке.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются
в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением
о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 2 приложения № 1.4 к Документации установлен Критерий, согласно которому оценка производится «Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником поставок специализированной техники, указанной
в техническом задании, являющемся приложением № 1.1 к документации о закупке,
на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

Цj Σ опыт

Бj= ────── * 20, где:

Ц нач.макс

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником поставок специализированной техники, указанной в техническом задании, являющемся
в приложении №1.1 к Документации (без учета НДС);

Ц нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

N – максимально возможное количество баллов.

В случае, если стоимость поставок товара равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается
N баллов».

Оценка заявок осуществляется на осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, а также документов, перечисленных в таблице 2, а именно:

документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении
№ 1.3 к Документации запроса предложений о наличии требуемого опыта;

– накладные о поставке товара;

– договоры на поставку товаров (представляются все листы договоров
со всеми приложениями);

– копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что Заказчиком ненадлежащим образом оценена заявка Победителя по Критерию, поскольку в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц организации Победителя отсутствует код 45.1
общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности «Торговля автотранспортными средствами» (далее – ОКВЭД).

Из пункта 3.6.19 раздела 3 Документации следует, что Заказчик рассматривает заявки на предмет их соответствия требованиям Документации, а также оценивает
и сопоставляет заявки в соответствии с порядком и критериями, установленными Документацией.

Согласно пункту 3.6.33 раздела 3 Документации оценка заявок осуществляется
по критериям и в порядке, указанным в приложении № 1.4 к Документации,
на основании технического предложения, иных документов, представленных
в соответствии с требованиями Документации, а также документов, перечисленных
в приложении № 1.4 к Документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок участников закупки
от 07.07.2023 № 7264 при расчете баллов по Критерию Заказчиком принято решение присвоить заявке Победителя максимальное количество баллов (40 баллов).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что заявке Победителя присвоено максимальное количество баллов по Критерию, поскольку в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок по Критерию Победитель в составе заявки представил сведения в отношении 5 договоров
на поставку товара по предмету закупки на сумму 514 168 006, 25 руб.

(договоры от 18.10.2019 № 63-2019, от 10.06.2020 № 10-2020, от 05.08.2021 № 48/2021, договор от 18.03.2022 № 5/2021, от 12.09.2022 № 20-22-05-7541).

Изучив представленные материалы дела, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что оценка заявки Победителя осуществлена Заказчиком в соответствии с порядком, установленным Критерием.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что Закон о закупках,
Положение о закупке, положения пункта 2 приложения № 1.4 к Документации
не устанавливают обязанности Заказчика осуществлять оценку и сопоставление заявок участников Запроса предложений на основании представленных в выписке
из Единого государственного реестра юридических лиц кодов ОКВЭД.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, оценившего заявку Победителя в 40 баллов, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> от 20.07.2023 № ТС/П-161 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной техники (извещение № 32312497657) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны