Решение №28/68883/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-433/21 от 17 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
АО «Наука и инновации»
Кадашевская наб., д. 32/2, стр. 1 Москва, 119017
АО «Атомкомлект»
Б. Полянка ул., д. 25, стр.1, Москва, 119180
АО «ЕЭТП»
Кожевническая ул., д. 14, стр.5, Москва, 115114
ООО «Интеллектуальный капитал»
Ленинский пр-кт, д. 111, корп. 1, ком. 55, Москва, 119421 |
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-433/21
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Интеллектуальный капитал» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
13.08.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание комиссии – заместителя начальника Управления – начальника отдела рассмотрения жалоб № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Тавасиева З.И.,
членов комиссии:
начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Цакоева Х.В.,
главного государственного инспектора отдела правоприменительной практики и методологии № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Розинько К.А.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц № 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Бабоян К.М.,
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб № 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Янтуриной Л.К. (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО «Интеллектуальный капитал»: <.................>(доверенность
от 14.05.2020 б/н),
АО «Наука и инновации»: <.................> (доверенность от 02.07.2021 № 313/40/2021-ДОВ),<.................>. (доверенность от 02.07.2021
№ 313/40/2021-ДОВ), <.................> (доверенность от 02.07.2021
№ 313/40/2021-ДОВ), <.................>(доверенность от 02.07.2021 № 313/40/2021-ДОВ), <.................> (доверенность от 02.07.2021 № 313/40/2021-ДОВ), <.................>(доверенность от 02.07.2021 № 313/40/2021-ДОВ),
АО «Атомкомлект»: <.................> (доверенность от 01.01.2021
№ 304/12/2021-ДОВ),
представители АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Интеллектуальный капитал» от 04.08.2021 № 108 на действия (бездействие) заказчика АО «Наука и инновации» и организатора закупки
АО «Атомкомлект» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности – изобретений и полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации
(извещение № 32110370309), в соответствии со статьей 18.1
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Интеллектуальный капитал» (далее - Заявитель) от 04.08.2021 № 108 на действия (бездействие) заказчика
АО «Наука и инновации» (далее – Заказчик) и организатора закупки
АО «Атомкомлект» (далее – Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности – изобретений и полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации (извещение № 32110370309) (далее – Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора,
являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, закупочной документацией (далее – Извещение, Документация):
-
Извещение о проведении Запроса предложений размещено в единой
информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 09.06.2021; -
Начальная (максимальная) цена договора – 22 133 476,86 долларов;
-
Дата окончания срока подачи заявок – 05.08.2021;
-
Дата рассмотрения заявок – 25.08.2021;
-
Дата подведения итогов – 03.09.2021.
В ходе рассмотрения Жалобы 12.08.2021 Комиссией ФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Заявителя объявлен перерыв, заседание продолжилось 13.08.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации установлено ненадлежащее требование к участникам закупки.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.
В силу подпункта «б» пункта 8.3 части 2 тома 1 Документации по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. При этом основанием для отказа в допуске является несоответствие участника закупки требованиям, установленным в Документации.
Согласно пункту 4 извещения о внесении изменений в Документацию
от 29.07.2021 подпункт 1.12 пункта 1 подраздела 2.1.1 части 1 тома 1 Документации дополнен следующим квалификационным требованием к участникам закупки:
«Наличие опыта:
Участник закупки должен иметь в рамках заключенных договоров на оказание услуг по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны РИД – изобретений и (или) полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации завершенные/ оказанные в 2018-2021 гг. работы/ услуги на общую сумму не менее 1 000 000,00 долларов США без НДС.
При проверке на соответствие данному требованию применяется следующий порядок:
Участник закупки должен иметь опыт выполнения данного вида работ/услуг не менее объема, рассчитанного по следующей формуле: опыт участника = (сумма данного требования, доллар США) х ((стоимость вида работ/услуг, выполняемых/оказываемых участником, в долларах США + стоимость вида работ/услуг, выполняемого/оказываемого соисполнителями, выполняющими/оказывающими 5% и менее работ/услуг от общей стоимости данных работ/услуг согласно заявке участника, в долларах США) / общую стоимость данного вида работ/услуг, указанную в заявке участника в долларах США)).
В подтверждение опыта участник закупки в составе заявки представляет справку об опыте выполнения договоров (форма 4 подраздела 5.1 части 1 тома 1 Документации) в формате Word или Excel (желательно в Excel) с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета:
1) документов, подтверждающих состав услуг, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
– реквизиты договора (номер и дата);
– перечень оказанных работ и(или) услуг;
2) документов, подтверждающих исполнение работ и(или) услуг, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
– реквизиты договора (номер и дата);
– перечень переданных и принятых заказчиком по договору работ и (или) услуг;
– стоимость переданных и принятых заказчиком по договору услуг».
Вместе с тем отсутствие у участника закупки опыта по предмету закупки, а также договоров, подтверждающих наличие соответствующего опыта по предмету закупки на сумму от 1 млн. долларов, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупочной процедуры.
Кроме того, в случае, если законодательством Российской Федерации
не установлены обязательные требования к участникам закупки о наличии опыта, связанного с предметом закупки, Заказчик не вправе устанавливать соответствующие требования в документации о закупке.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Запроса предложений неправомерное требование, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4
Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Интеллектуальный капитал» (ИНН 7736560519,
ОГРН 5077746955468) от 04.08.2021 № 108на действия (бездействие) заказчика АО «Наука и инновации» (ИНН 7706760091, ОГРН 1117746621211)
и организатора закупки АО «Атомкомлект» (ИНН 7706738770,
ОГРН 1107746480490) при проведении открытого запроса предложений
в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг
по обеспечению и поддержанию в силе патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности – изобретений и полезных моделей на основе патентных заявок, подаваемых за пределами Российской Федерации (извещение № 32110370309) обоснованной.
2. Признать АО «Наука и инновации», АО «Атомкомлект» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать АО «Наука и инновации», АО «Атомкомлект», АО «ЕЭТП» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 13.08.2021
№ 223ФЗ-433/21.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 13.08.2021 № 223ФЗ-433/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.