Решение №28/45054/24 Решение 223ФЗ-164/24 от 24 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-164/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АРМСервис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

21.05.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ПАО «Ростелеком»: <...>, <...>,

ООО «Армсервис»: <...>,

представители АО «ЕЭТП» (далее – Оператор) на заседание Комиссии
ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Армсервис» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении ценового тендера на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/сооружений/помещений и прилегающих территорий МРФ «ЦЕНТР» в Московской области ПАО «Ростелеком» (извещение
№ 32413576113)
, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Армсервис» (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее – Заказчик)
при проведении ценового тендера на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/сооружений/помещений и прилегающих территорий МРФ «ЦЕНТР» в Московской области ПАО «Ростелеком» (извещение
№ 32413576113) (далее – Жалоба, Ценовой тендер).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Вместе с тем в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о необходимости выдачи предписания.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Ростелеком», утвержденным решением совета директоров ПАО «Ростелеком» от 01.03.2024 (протокол № 18)
(в редакции № 28 с изменениями, утвержденными решением совета директоров
ПАО «Ростелеком» от 01.03.2024) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Ценового тендера
(далее – Извещение), закупочной документацией Заказчика (далее – Документация), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 06.05.2024;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 884 944 430 руб.
    (далее – НМЦД);

  3. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Ценовом тендере – 17.05.2024;

  4. На участие в Ценовом тендере поданы 2 заявки от участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок – 31.05.2024;

  6. Дата подведения итогов – 07.06.2024.

В ходе заседания 20.05.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов объявлен перерыв до 21.05.2024.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участнику закупки, в случае признания его победителем,
о предоставлении
обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии, выданной исключительно банками, перечень которых установлен Заказчиком
(далее — Перечень).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении
Ценового тендера Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Извещения.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным
пунктом 3 статьи 74.1 Н
К РФ, Министерством финансов Российской Федерации
по состоянию на момент размещения Извещения включено 209 кредитных организаций.

В соответствии с пунктом 8 информационной карты Документации обеспечение исполнения договора осуществляется в размере 4 % от НМЦД, представляемых путем внесения денежных средств на счет, предусмотренный сайтом Оператора, или путем предоставления банковской гарантии.

Согласно пункту 8.4.6 Документации в случае предоставления обеспечения исполнения договора путем направления банковской гарантии, банковская гарантия должна быть выдана любым из банков, установленных в Перечне.

При этом в Перечень включены 34 банка, чьи банковские гарантии принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику закупки, в случае признания его победителем, о предоставлении обеспечения исполнения договора
в виде
банковской гарантии, выданной исключительно банками, установленными
в Перечне.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что установленный Заказчиком Перечень применяется исключительно в отношении победителя на стадии заключения договора. При этом указанный Перечень не влияет на допуск участника закупки и не устанавливает каких-либо требований к составу заявки, подаваемой на участие в Ценовом тендере.

Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с действующим законодательством для получения банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения договора, участники закупки вправе использовать услуги банков, соответствующих требованиям НК РФ, в связи с чем требование о предоставлении участниками закупки банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения договора исключительно у банков, установленных в Перечне, является избыточным и, как следствие, ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, выдача банковской гарантии является правом, а не обязанностью банков, в связи с чем требование о предоставлении участниками закупки банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения договора исключительно банками, установленными в Перечне, влечет сужение круга банков, чьи банковские гарантии могут быть представлены участниками закупки Заказчику.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации требование о предоставлении победителем закупочной процедуры банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения договора исключительно банками, установленными в Перечне, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Армсервис» (ИНН: 9713003145;
    ОГРН: 1237700643476
    ) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
    ПАО «Ростелеком»
    (ИНН: 7707049388; ОГРН: 1027700198767) при проведении ценового тендера на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий/сооружений/помещений и прилегающих территорий МРФ «ЦЕНТР» в Московской области ПАО «Ростелеком» (извещение
    № 32413576113)
    обоснованной.

  2. Признать ПАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ПАО «Ростелеком», АО «ЕЭТП» обязательное
    к исполнению предписание, направленное на устранение выявленн
    ого нарушения,
    в соответствии с принятым решением от
    21.05.2024 по делу № 223ФЗ-164/24.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.05.2024
    по делу № 223ФЗ-164/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
    об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

<...>

 

Связанные организации

ООО "Армсервис"
ИНН 9713003145, ОГРН 1237700643476
ПАО "Ростелеком"
ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767
АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353