Решение №28/5626/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-22/23 от 27 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-22/23
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
24.01.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
<...>: <...>,
<...>: <...>,
представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 13.01.2023 № ВР00-ИС000070 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении непубликуемого специального тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива дизельного «Арктического» (извещение № COM14122200062, размещенное на сайте https://www.roseltorg.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 13.01.2023 № ВР00-ИС000070 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении непубликуемого специального тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива дизельного «Арктического» (извещение
№ COM14122200062, размещенное на сайте https://www.roseltorg.ru)
(далее – Специальный тендер, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,
а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом
о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа
и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупках группы АЛРОСА, утвержденным наблюдательным советом
АК «Алроса» (ПАО) 22.07.2022 года (протокол от 25.07.2022
№ 01/364-ПРНС), с учетом изменений, утвержденных наблюдательным советом АК «Алроса» (ПАО) 31.10.2022 (протокол от 01.11.2022
№ 01/367-ПР-НС) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Специального тендера (далее – Извещение), закупочной документацией (далее – Документация):
-
Извещение размещено на сайте Оператора – 14.12.2022;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 4 024 747 227, 50 рублей;
-
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Специальном тендере – 31.01.2023;
-
Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Специальном тендере – 16.02.2023;
-
Дата подведения итогов – 09.03.2023.
В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 20.01.2023 до 24.01.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом сформирован порядок оценки заявок участников закупки по критерию оценки «Неценовая предпочтительность заявки» (далее – Критерий).
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Специального тендера Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Подпунктом 2 пункта 9.4 Документации установлен порядок оценки
по Критерию, в соответствии с которым оценке подлежит опыт выполнения поставок топлива в адрес <...> с 2015 года на сумму не менее 90 млн. руб. с НДС. Подтверждается договорами поставки, заключенными
с <...>. Предпочтительным является имеющийся опыт поставки топлива в адрес <...>.
Расчет оценки предпочтительности заявки осуществляется следующим образом:
«Б1,i – оценка предпочтительности i-заявки по критерию
«Опыт выполнения поставок топлива» в баллах:
5 баллов – опыт выполнения поставок есть.
0 баллов – опыта выполнений поставок нет».
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, поскольку представленные участниками закупки сведения о наличии опыта выполнения поставок по предмету закупки
в адрес иных хозяйствующих субъектов не подлежат оценке,
что противоречит принципам, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Изучив представленный в подпункте 2 пункта 9.4 Документации порядок оценки по Критерию, Комиссия ФАС России установила,
что участникам закупки, имеющим опыт поставки в адрес иных хозяйствующих субъектов, не представляется возможным получить баллы по Критерию, поскольку к оценке принимается опыт поставки топлива исключительно в адрес Заказчика, что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам Специального тендера, а также свидетельствует об отсутствии объективности порядка начисления баллов по указанному Критерию.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что указанный порядок оценки нарушает права и законные интересы Заявителя, в том числе ввиду того, что у Заявителя имеется аналогичный предмету закупки опыт поставки топлива в адрес иных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников Специального тендера по Критерию, нарушают пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу <...> от 13.01.2023 № ВР00-ИС000070 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении непубликуемого специального тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива дизельного «Арктического» (извещение № COM14122200062, размещенное на сайте https://www.roseltorg.ru) обоснованной;
-
Признать <...> нарушившим пункт 2 части 1,
часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; -
Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 24.01.2023 по делу № 223ФЗ-22/23.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 24.01.2023 по делу № 223ФЗ-22/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.