Решение №28/4309/24 Решение № 223ФЗ-16/24 от 22 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-16/24
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭКО-Сервис»
на действия (бездействие) заказчика, организатора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
17.01.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>
членов Комиссии ФАС России:
<...>.,
<...>.,
при участии представителей:
АО «РГС» (далее – Организатор): <...> (доверенность
от 01.06.2023 № 31),
ОАО «ЮЭСК»: <...>. (доверенность от 01.01.2024 № 62),
ООО «ЭКО-Сервис»: <...>. (доверенность от 11.01.2024 № 47),
представители АО ЕЭТП на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «ЭКО-Сервис» от 27.12.2023 № 47, направленную письмом Камчатского УФАС России от 29.12.2023 № ЕФ/3433/23, на действия (бездействие) заказчика АО «ЮЭСК» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд ОАО «ЮЭСК» (извещение № 32312936257) (извещение № 32312936257), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ЭКО-Сервис» (далее – Заявитель) от 27.12.2023 № 47, направленная письмом Камчатского УФАС России от 29.12.2023 № ЕФ/3433/23, на действия (бездействие) заказчика АО «ЮЭСК» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд ОАО «ЮЭСК» (извещение № 32312936257) (далее – Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» (протокол от 25.12.2023 № 367) (далее – Положение о закупке).
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС), на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона
(далее – Извещение), документацией об Аукционе (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено на сайте ЕИС – 08.11.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 1 234 218 800 руб.;
-
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 04.12.2023;
-
На участие в Аукцион поданы 4 заявки;
-
Дата рассмотрения заявок – 18.12.2023;
-
По результатам рассмотрения заявок соответствующей условиям Документации признана 1 заявка;
-
Дата подведения итогов – 25.12.2023;
-
По результатам подведения итогов победителем закупки признан единственный участник АО «Торговый Дом «Спектр» с предложением о цене договора в размере 1 234 218 800 руб., с которым Заказчиком 09.01.2024 заключен договор.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 12.01.2024 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 17.01.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Организатором, Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Организатором, Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя.
Представитель Организатора, Заказчика с доводом Жалобы
не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Организатора, Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик
определяет требования к участникам закупки в документации
о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования
и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке
по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии
и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки,
к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с Положением о закупке Заказчик вправе установить требование о наличии у участника закупки опыта, связанного с предметом договора, исключительно при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, капитальному ремонту.
Пунктом 4 приложения № 1.1 «Технические требования»
к Документации (далее – Технические требования) установлены требования
к качеству поставляемого товара, к которым, в том числе относится содержание класса штыб в товаре не более 40 %.
Согласно пункту 8.2 Технических требований участник закупки
в составе заявки обязан представить документацию не менее чем на одну добытую и/или отгруженную (поставленную) партию товара заявленного
в техническом предложении изготовителя (производителя), подтверждающую соответствие данной партии товара заявленному в Техническом предложении качеству. Такой документацией может быть: протокол испытаний и/или сертификат (удостоверение) качества, и/или инспекционный (аналитический) отчёт (сертификат), и/или сертификат отбора проб и анализа (испытаний),
и/или иной документ.
В соответствии с пунктом 8.3.1 Технических требований
по каждому документу, представленному в соответствии с пунктом 8.2 Технических требований с даты создания (выдачи) документа
или отбора (исследования) пробы до даты подачи заявки на участие
в настоящей закупке должно пройти не более одного года.
Вместе с тем пунктом 8.3.3 Документации установлено,
что в документе должны быть представлены результаты исследования (испытания) пробы по всему перечню показателей качества, заявленному
в Техническом предложении. При этом содержание класса штыб также допускается подтверждать отдельным документом, соответствующим
в том числе пункту 8.3.1 Документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 18.12.2023
№ 1/РЗ заявка Заявителя отклонена ввиду несоответствия пункту 8.3.3 Технических требований.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил,
что заявка Заявителя неправомерно отклонена Заказчиком ввиду непредставления в составе заявки документа, подтверждающего наличие опыта поставки товара
с содержанием штыб не более 40 %.
Представители Организатора, Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что Заказчиком в Технических требованиях установлено, что участнику закупки необходимо представить документ, подтверждающий наличие опыта поставки товара в течение 1 года до даты подачи заявки
с содержанием класса штыб не более 40 %, при этом Заявителем в составе заявки такой документ не представил, что послужило для Заказчика основанием для отклонения заявки.
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России отмечает,
что отсутствие у участника закупки опыта поставки каменного угля
с содержанием класса штыб не более 40 % в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в закупке не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Аукциона, что ограничивает количество участников закупки, в связи с чем отклонение заявок Заявителей по такому основанию является неправомерным.
Кроме того, Положением о закупке не предусмотрена возможность установления Заказчиком в Документации требования о наличии у участника закупки опыта поставки товара, соответствующего предмету закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Организатора, установившего неправомерное требование о наличии опыта поставки товара с содержанием класса штыб не более 40 % в течение одного года до даты подачи заявки и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4
Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ЭКО-Сервис» (ИНН: 4101119088;
ОГРН: 1074101006253) от 27.12.2023 № 47, направленную письмом Камчатского УФАС России от 29.12.2023 № ЕФ/3433/23, на действия (бездействие) заказчика АО «ЮЭСК» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме
на право заключения договора на поставку угля каменного для нужд
ОАО «ЮЭСК» (извещение № 32312936257) обоснованной. -
Признать АО «РГС», ОАО «ЮЭСК» нарушившими часть 6 статьи 3,
пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». -
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку ОАО «ЮЭСК» 09.01.2024 заключен договор.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 17.01.2024 по делу № 223ФЗ-16/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России:
Члены Комиссии ФАС России: |
<...>
<...> |