Решение №28/14327/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-83/22 от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-83/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергостар» на действия
(бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»

 

18.02.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «Энергостар»: <...>, <...>.

представители ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Энергостар» от 09.02.2022 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 14.02.2022 № НП/8423/22, на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого
и среднего предпринимательства в электронной форме № 1116/ОКЭ-ДОСС/21 на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (извещение № 32110885451),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции»(далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергостар» (далее – Заявитель) от 09.02.2022 б/н, направленная письмом Московского УФАС России
от 14.02.2022 № НП/8423/22, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1116/ОКЭ-ДОСС/21 на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (извещение № 32110885451)
(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия
(бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной
площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация
о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе (далее – ЕИС) предусмотрено Законом о закупках
и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией
о Конкурсе (далее – Документация), протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС –
    30.11.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 134 492 969,29 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 11.01.2022;

  4. На участие в Конкурсе подано 8 заявок;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке – 17.01.2022;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию
    в Конкурсе допущены все поданные заявки участников закупки.

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке – 31.01.2022;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие
    в закупке соответствующими требованиям Документации признаны 4 заявки участников закупки;

  9. Дата подведения итогов Конкурса – 31.01.2022;

  10. Победителем Конкурса признан коллективный участник с лидером ООО СК «НОРДВИЛ» с предложением о цене договора в размера 110 396 000 рублей.

В ходе заседания 17.02.2022 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв
до 18.02.2022

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Документации.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания,
предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно,
подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения
представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при
закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия,
справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений
конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлен следующий порядок оценки по подкритерию «Квалификация персонала» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий):

«Оценивается путем деления количества персонала участника (уборщиков), задействованного в оказание услуг, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное необходимое количество персонала (сумму необходимого персонала по всем видам профессий), требуемое для выполнения работ:

 

J=1…n, n – количество участников

Aj – количество баллов j-ого участника;

Пj – количество персонала, задействованного в выполнении работ имеющегося у j–ого участника;

Пmax – максимальное количество персонала необходимое для оказания услуг, равное 102 сотрудникам, а именно:

Уборщик – 102 человека.

20 – максимально возможное количество баллов.

При оценке по данному подритерию учитывается персонал, указанный
в сведениях наличии квалифицированного персонала и подтвержденный документами, указанными в пункте II приложения № 1.4 к Документации.

В случае, если количество персонала участника равно или больше максимального количества персонала необходимого для оказания услуг,
то участнику сразу присваивается максимальное количество 20 баллов».

В соответствии с пунктом II приложения № 1.4 к Документации
в подтверждение того, что участник располагает квалифицированным персоналом, указанным в пункте 2.2 приложения № 1.4 к Документации, в составе заявки представляет, в том числе документ, подготовленный по «Форме сведений
о квалифицированном персонале участника», представленной в приложении
№ 1.3 Документации.

Пунктом 3.9.4.1 Документации установлено, что участник Конкурса
не допускается к участию в Конкурсе в случае непредставления определенных Документацией документов и/или предоставления информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

При этом в соответствии с пунктом 3.9.5 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения Конкурса.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников закупки от 31.01.2022 № 1116/ОКЭ-ДОСС/21 на основании
пунктов 3.9.4.1 и 3.9.5 Документации Заказчиком принято решение об отказе Заявителю (участник № 1) в допуске к участию в Конкурсе, в связи
с предоставлением в составе заявки информации, не соответствующей действительности (представлена несоответствующая действительности информация о квалифицированном персонале, задействованного в оказании услуг).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что в ходе проверки сведений, представленных Заявителем
в составе заявки для оценки заявки по критериям, указанным
в приложении № 1.4 Документации, Заказчиком установлено, что Заявителем
в «Форме сведений о квалифицированном персонале участника» указан недействительный ИНН сотрудника (Лапшина С.В.), в связи с чем Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя.

Вместе с тем согласно пункту 3.9.28 Документации в случае если информация, необходимая для оценки заявки по критериям, указанным
в приложении № 1.4 Документации, не представлена участником, но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявка по такому критерию оценивается в 0 баллов (0 %).

Кроме того пунктом 3.9.30 Документации установлено следующее: «если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям Документации, оценка заявки по критериям, указанным
в приложении № 1.4 Документации, осуществляется без учета информации, указанной в таких документах».

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что при несоответствии документов, представленных участником для целей оценки, такая оценка осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, следовательно, заявка Заявителя не может быть отклонена
по вышеуказанным основаниям, при этом подлежит оценке без учета несоответствующих документов.

Вместе с тем, учитывая отсутствие однозначных сведений, свидетельствующих о несоответствии заявки Заявителя обязательным требованиям Документации, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о неправомерности принятого Заказчиком в отношении заявки Заявителя решения.

Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя,
не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают
часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энергостар» (ИНН: 7717547255;
    ОГРН: 1057749442300) от 09.02.2022 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 14.02.2022 № НП/8423/22, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства
    в электронной форме № 1116/ОКЭ-ДОСС/21 на право заключения договора
    на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (извещение № 32110885451) обоснованной.

  2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное
    к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных
    нарушений, в соответствии с принятым решением от 18.02.2022

    № 223ФЗ-83/22.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
    контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 18.02.2022 № 223ФЗ-83/22
    для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Энергостар"
ИНН 7717547255, ОГРН 1057749442300
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666