Решение №28/13614/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-76/22 от 22 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-76/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сиблесстрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
17.02.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,
при участии представителей:
ПАО «ФСК ЕЭС»: <...>, <...>,
ООО «Сиблесстрой»: <...>,
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «Сиблесстрой» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «ФСК ЕЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, право заключения договора на выполнение работ по разработке РД, поставке оборудования, СМР и ПНР по титулу «Техническое перевооружение
ПС 500 кВ «Томская» (Приведение инженерно-технических средств охраны
к действующим требованиям) (1 комплекс)» для нужд филиала
ПАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Сибири (извещение № 32110760062), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Сиблесстрой»
(далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «ФСК ЕЭС» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, право заключения договора на выполнение работ
по разработке РД, поставке оборудования, СМР и ПНР по титулу «Техническое перевооружение ПС 500 кВ «Томская» (Приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям) (1 комплекс)» для нужд
филиала ПАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Сибири (извещение № 32110760062)
(далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанные
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе в сфере закупок размещаются информация
о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением
о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4
Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется единым стандартом закупок ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденным решением совета директоров
ПАО «ФСК ЕЭС» от 29.01.2019 № 436 в редакции от 28.06.2021 № 547/3
(далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 25.10.2021;
-
начальная (максимальная) цена договора – 126 112 810 рублей;
-
дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 29.11.2021;
-
на участие в Конкурсе подано 7 заявок;
-
дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе – 08.12.2021;
-
по результатам рассмотрения первых частей заявок все участники закупки, подавшие заявки на участие в Конкурсе, допущены к участию
в Конкурсе; -
дата рассмотрения вторых частей заявок участников закупки – 02.02.2022;
-
по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие
в Конкурсе 2 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Документации; -
дата подведения итогов Конкурса – 05.02.2021;
-
победителем Конкурса признан коллективный участник с лидером КУ ООО «Связь Сервис Телекоммуникации» с предложением о цене договора
в размере 119 176 605, 44 рублей.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что действия Заказчика нарушают права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение
об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе ввиду несоответствия заявки Заявителя требованиям Документации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, в том числе предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги),
за исключением проведения аукциона в электронной форме.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение
об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе ввиду несоответствия заявки Заявителя требованиям Документации.
Пунктом 3.4.1 Документации предусмотрено, что заявка
участника на участие в закупке должна содержать информацию и документы,
указанные в пунктах 10, 12, 14 части II «Информационная карта закупки»
Документации (далее – Информационная карта).
Вместе с тем согласно пункту 3.4.2 Документации в случае неполного
представления информации и документов, перечисленных в пунктах 10, 12, 14
Информационной карты Заказчик отклоняет заявку, поданную на участие
в закупке.
В силу положений подпункта 4.1 пункта 10 Информационной карты
в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник
закупки должен включить в состав ценового предложения сводную таблицу
стоимости работ и услуг по форме и в соответствии с инструкциями,
приведенными в настоящей документации о закупке (часть III «Образцы форм
для заполнения участниками закупки», форма 9) с приложением файла сводной
таблицы стоимости работ со всеми спецификациями, выполненными в формате
MS Excel. При этом в состав сводной таблицы стоимости входят формы 9
(сводная таблица стоимости), спецификация оборудования (форма 9.1)
и спецификация материалов (форма 9.2).
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок
на участие в Конкурсе от 02.02.2022 № 8/2203220 Заказчиком принято решение
о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика
представили материалы и пояснили, что приложенные в составе заявки Заявителя формы 9.1 и 9.2 составлены ненадлежащим образом.
Так, например, в представленной в составе заявки Заявителя спецификации оборудования (форма 9.1) не заполнены следующие столбцы: «Продукция, EXW (Incoterms-2000)», «Комплекты запасных частей
и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока», «Упаковка, тара, временная антикоррозийная защита», «Транспортировка, страхование грузоперевозки и прочие расходы, связанные с доставкой продукции», «Погрузочные, разгрузочные работы», «Таможенные пошлины
и сборы, выплаченные или подлежащие выплате в России», «Шеф-монтаж», «Организация обслуживания в течение гарантийного срока», «Иные дополнительные расходы».
Вместе с тем, изучив положения Документации, представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что положениями Закона
о закупках регламентировано, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки, при этом Законом
о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора.
Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в Конкурсе иметь предлагаемый
к поставке товар в наличии, в связи с чем участник может не располагать информацией, в том числе о комплектах запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации вышеуказанное требование к составу заявки на участие в закупке, ограничивающее количество участников закупки, и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3,
части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 13
части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение
выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Сиблесстрой» (ИНН: 7017159810;
ОГРН: 1067017170879) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «ФСК ЕЭС» (ИНН: 4716016979; ОГРН: 1024701893336) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, право заключения договора на выполнение работ по разработке РД, поставке оборудования, СМР и ПНР
по титулу «Техническое перевооружение ПС 500 кВ «Томская» (Приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям)
(1 комплекс)» для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Сибири (извещение № 32110760062) обоснованной.
2. Признать ПАО «ФСК ЕЭС» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 13 части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ПАО «ФСК ЕЭС», ООО «РТС-тендер» обязательное
к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных
нарушений, в соответствии с принятым решением от 17.02.2022
№ 223ФЗ-76/22.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа и государственного
оборонного заказа ФАС России материалы дела от 17.02.2022 № 223ФЗ-76/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения