Решение №28/10526/23 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-52/23 от 14 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-52/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

10.02.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

представители <...>, <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу <...> от 06.02.2023 № 06/02 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий: АТП и УКД УФПС г. Москвы, МР ЛЦ Внуково, ОСП ММСП-3, АОПП Внуково УФПС г. Москвы, ПЖДП при Казанском вокзале, ПЖДП при Ярославском вокзале и ПЖДП при Павелецком вокзале УФПС г. Москвы (извещение № 32212006721), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 06.02.2023 № 06/02 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий: АТП и УКД УФПС г. Москвы, МР ЛЦ Внуково, ОСП ММСП-3, АОПП Внуково УФПС г. Москвы, ПЖДП при Казанском вокзале, ПЖДП при Ярославском вокзале и ПЖДП при Павелецком вокзале
УФПС г. Москвы (извещение № 32212006721) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (протокол от 30.09.2022
№ 09-2022) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), закупочной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) – 29.12.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 494 779 805,63 руб.;

  3. Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 13.02.2023;

  4. Дата рассмотрения заявок поданных на участие в Конкурсе – 27.03.2023;

  5. Дата подведения итогов Конкурса – 27.03.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Максимальная сумма исполненного договора на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг» (далее – Критерий).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 3 части 2 Документации установлено, что количество баллов заявкам участников закупки по Критерию присваивается по формуле:

 

Ос1i – сведения, указанные в заявке i-го участника закупки, о максимальной сумме исполненного договора (контракта) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг;

Ос1max – максимальная среди заявок всех участников закупки сумма исполненного договора (контракта) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.

При этом в соответствии с положениями Документации в рамках Критерия «Оцениваются указанные в заявке участника закупки сведения о максимальной сумме договора (контракта) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг исполненного за последние 2 (два) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и заключенного с участником закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и (или) Законом № 44-ФЗ.

Под исполненным договором понимается договор (контракт),
по которому в составе заявки помимо копии такого договора (контракта) представлены копии документов (подписанные сторонами акты и/или иные отчетные документы), подтверждающие исполнение обязательств участника
не менее чем на 85 % от общего предусмотренного объема договорных обязательств в стоимостном выражении. При этом при расчете общей суммы исполненных договоров (контрактов) учитывается сумма документов, подтверждающих исполнение обязательств участника, в стоимостном выражении.

В случае наличия информации о нарушении обязательств по договору (контракту), одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (контракта) такой договор (контракт) к оценке не принимается.

Информацию о договорах (контрактах) участник должен предоставлять
по форме, установленной документацией о закупке. В случае непредставления такой информации, предоставления информации не по установленной документацией
о закупке форме или предоставления недостоверной информации соответствующий договор (контракт) к оценке не принимается.

Общая оценка заявки коллективного участника рассчитывается как сумма соответствующих показателей, представленных всеми лицами, входящими в состав коллективного участника».

Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно установлены положения Документации по Критерию, согласно которым при расчете баллов, присваиваемых заявкам участников закупки, учитываются сведения о договорах (контрактах), исполненных за последние 2 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение, согласно которому при оценке заявок участников закупки по Критерию учитываются договоры (контракты), исполнение которых завершено
на 85 % от общего объема договорных обязательств.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что предмет оценки по Критерию установлен с целью выбора лучшего предложения, поскольку отражает актуальный опыт участников Конкурса.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссией ФАС России установлено, что Критерий
не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора и объективно
сопоставить предложения участников, а также ограничивает количество участников закупки, поскольку участнику закупки, имеющему договоры исполненные
ранее 2 лет, будет присвоено 0 баллов.

Кроме того, исходя из указанного порядка оценки заявок, участнику закупки, представившему заключенный договор на сумму 1 000 000 руб., но подтвердившему опыт оказания услуг по предмету закупки, с объемом выполненных обязательств более чем на 85 %, будут присвоены баллы, при этом договор участника на сумму 100 000 000 руб. с объемом выполненных обязательств на 50 % не будет учтен при расчете баллов, присваиваемых заявкам участников закупки по Критерию. При этом по такому договору (контракту) подрядчиком (исполнителем) фактически исполнен больший объем оказанных услуг в количественном и стоимостном выражении.

Таким образом, вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки
не позволяет получить соответствующее количество баллов участникам закупки, представившим в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг
по предмету закупки договор, условиями которого предусмотрена оплата
и подписание акта-приемки оказанных услуг по результатам выполнения всех предусмотренных договорных обязательств.

В связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти
к выводу о том, что такой порядок оценки направлен на выявление лучших условий исполнения договора, поскольку позволяет получить баллы участнику закупки, представившему в качестве подтверждения наличия опыта для расчета баллов
по Критерию договоры, объем договорных обязательств которых исполнен
не в полном объеме.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении порядка оценки заявок участников закупки по Критерию, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также Комиссией ФАС России установлено, что 03.02.2023 при рассмотрении жалобы ООО «Стартех» от 24.01.2023 № 24/01 на действия (бездействие) Заказчика при проведении Конкурса комиссией ФАС России принято решение по делу № 223ФЗ-43/23 (далее – Решение) о наличии в действиях Заказчика нарушений пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. В соответствии с Решением Заказчику выдано обязательное
к исполнению предписание от 03.02.2023 по делу № 223ФЗ-43/23, направленное
на устранение выявленных нарушений путем аннулирования Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы решила предписание об устранении выявленного не выдавать.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу <...> от 06.02.2023 № 06/02 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий: АТП и УКД УФПС г. Москвы, МР ЛЦ Внуково, ОСП ММСП-3, АОПП Внуково УФПС г. Москвы, ПЖДП при Казанском вокзале, ПЖДП при Ярославском вокзале и ПЖДП при Павелецком вокзале УФПС г. Москвы (извещение № 32212006721) обоснованной в части неправомерного формирования лота по предмету закупки.

  2. Признать <...> нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку ранее выдано предписание от 03.02.2023 по делу № 223ФЗ-43/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
    контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.02.2023 по делу № 223ФЗ-52/23 для рассмотрения вопроса
    о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны