Решение №28/45304/23 Решение № 223ФЗ-216/23 от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-216/23

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ,
услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»

 

05.06.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...> (далее – Организатор): <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 26.05.2023 № 1-Ф/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку конструкторской документации, изготовление, поставку, шефмонтаж
и шефналадку гидротурбинного оборудования, включая техническое обучение (подготовка) эксплуатационного персонала для объекта строительства «Каскад Кубанских ГЭС. Сенгилеевская ГЭС. Комплексная реконструкция
и модернизация. Этап 4» для нужд <...> (лот №1009-ТПИР
УК-2023-УКС) (извещение № 32312198844), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 26.05.2023 № 1-Ф/23 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку конструкторской документации, изготовление, поставку, шефмонтаж и шефналадку гидротурбинного оборудования, включая техническое обучение (подготовка) эксплуатационного персонала для объекта строительства «Каскад Кубанских ГЭС. Сенгилеевская ГЭС. Комплексная реконструкция и модернизация. Этап 4»
для нужд <...> (лот №1009-ТПИР УК-2023-УКС) (извещение № 32312198844) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае признания жалобы обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением
о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 16.03.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 665 142 063,67 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 12.04.2023;

  4. На участие в Конкурсе поданы заявки трех участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 17.05.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок, поданных на участие
    в Конкурсе, соответствующей условиям Документации признана заявка одного участника закупки;

  7. Дата подведения итогов Конкурса – 06.06.2023;

В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 01.06.2023 до 05.06.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Организатора и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 17.05.2023 № 3/Р заявка Заявителя не допущена к участию в Конкурсе на основании подпунктов а, б пункта 4.9.6 Документации в связи с несоответствием заявки Заявителя требованиям Документации.

Подпунктами а, б пункта 4.9.6 Документации установлены основания
для отклонения заявок участников закупки, в том числе в связи с несоответствием заявки участника закупки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, а также
в связи с несоответствием участников требованиям Документации о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 7.1.1 приложения № 1 «Технические требования» к Документации (далее – Технические требования) «Участник
на момент подачи заявки на участие в настоящей закупке должен иметь
опыт поставки или изготовления гидротурбин.

При этом, Участником должны быть исполнены обязательства (выполнены указанные работы/оказаны услуги в рамках одного или нескольких договоров)
в общем/совокупном объеме не менее 40 % от начальной (максимальной) цены договора (лота), указанной в Извещении за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем предоставления в составе заявки Участника сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте участника» (далее – Справка), приведенной в Документации о закупке, с обязательным приложением к Справке копий подписанных и заверенных печатями документов, подтверждающих сведения об опыте:

- договоров, спецификаций,

- актов выполненных работ,

- товарных накладных по унифицированной форме ТОРГ-12/УПД.

При подготовке и предоставлении в составе заявки Участника сведений
о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте участника» указанной в таблице 2 настоящих технических требований, необходимо в каждой строке указывать регистрационные данные договора (номер, дата, контрагент, наименование работ по договору).Сведения, не позволяющие явно/однозначно определить наличие требуемого опыта у Участника, не оцениваются».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и сообщили, что с целью подтверждения соответствия требованиям, установленным подпунктом пунктом 7.1.1 Технических требований, в составе заявки Заявителем представлено 2 договора (от 26.09.2012 № 332-М/пос-12 (далее – Договор № 1), от 29.12.2019 № СО-2-133-2019 далее – Договор № 2) свидетельствующих о наличии у Заявителя опыта поставки или изготовления гидротурбин, в связи с чем Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

Представители Организатора на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что с целью подтверждения требований, установленных пунктом 7.1.1 Технических требований, участникам Конкурса необходимо иметь опыт по поставке или изготовлению гидротурбин.

Вместе с тем, по мнению представителя Организатора, представленные Заявителем договоры не свидетельствуют о наличии опыта по поставке и изготовлению гидротурбин, поскольку из предложенных документов, подтверждающих выполнение Договора № 1 за последний 5 лет, представлены только акты сдачи-приемки выполненных работ от 04.06.2019 № 22, 23, от 11.10.2018 № 21, от 29.06.2018 № 20, 21, в соответствии с которыми исполнены обязательства в общем/совокупном объеме менее 40 % от начальной (максимальной цены договора).

Кроме того, представитель Организатора сообщил, что по договору от 29.12.2019 № СО-2-133-2019 Заявителем представлены документы, подтверждающие исключительно поставку товара по предмету закупки, что не соответствует требованиям Документации и привело к отклонению заявки Заявителя.

При этом представителем Организатора на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие вышеуказанных договоров, представленных Заявителем в составе заявки, квалификационным требованиям, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о несоответствии таких договоров требованиям Документации.

Также, по мнению Комиссии ФАС России, отсутствие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету закупки, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, что, как следствие, ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, в случае, если законодательством Российской Федерации
в сфере закупок товаров, работ и услуг не установлены обязательные требования
о наличии у участника закупки опыта, связанного с предметом закупки, заказчики
не вправе устанавливать соответствующие требования в документации о закупке и, как следствие, отклонять заявки участников закупки на основании неправомерных квалификационных требований.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего к участникам Конкурса вышеуказанное требование, и, как следствие, отклонившего заявки участников, ограничивают количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу <...> от 26.05.2023 № 1-Ф/23 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку конструкторской документации, изготовление, поставку, шефмонтаж и шефналадку гидротурбинного оборудования, включая техническое обучение (подготовка) эксплуатационного персонала для объекта строительства «Каскад Кубанских ГЭС. Сенгилеевская ГЭС. Комплексная реконструкция и модернизация. Этап 4» для нужд <...> (лот №1009-ТПИР УК-2023-УКС) (извещение № 32312198844) обоснованной.

  2. Признать <...> нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9
    части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений,
    в соответствии с принятым решением от 05.06.2023 по делу № 223ФЗ-216/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 05.06.2023 № 223ФЗ-216/23
    для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны