Решение №28/5888/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-21/23 от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-21/23

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.01.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...>, <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...>, организатора <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку гидромеханического оборудования и металлоконструкций для <...> (изготовление, поставка, шефмонтаж и пусконаладка (0052-КС ДОХ-2022-ЧГЭС) (извещение № 32211548225), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик), организатора <...> (далее – Организатор) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку гидромеханического оборудования и металлоконструкций для ГАЭС Каскада Кубанских ГЭС (изготовление, поставка, шефмонтаж и пусконаладка
(0052-КС ДОХ-2022-ЧГЭС) (извещение № 32211548225) (далее
Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии
с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг
или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор
в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением
о закупке продукции для нужд группы РусГидро, утвержденного протоколом заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» (далее – Положение о закупке).

Согласно извещению о проведении Конкурса, закупочной документацией
(далее – Извещение, Документация), протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 14.07.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 023 485 658,29 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 20.09.2022;

  4. На участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок участников закупки – 11.01.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок отклонены все заявки участников закупки;

  7. Дата подведения итогов Конкурса – 23.01.2023.

В ходе заседания 23.01.2023 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего изучения Жалобы срок рассмотрения продлен до 25.01.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Организатора, принявших неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Представитель Организатора с доводом Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств
на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных
на сокращение издержек заказчика.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 3.1.5 подраздела 3.1 раздела 3 «Требования
к участникам закупки» Документации в приложении № 3 к Документации могут быть установлены квалификационные требования (подраздел 10.3 Документации), которым должны соответствовать участники закупки.

Пунктом 1 подраздела 10.3 раздела 10 «Приложение № 3 – Требования
к участникам» Документации установлено требование к участникам закупки
о наличии материально-технических ресурсов,
а также установлено требование о представлении в составе заявки на участие в закупке документа, подтверждающего соответствие вышеуказанному требованию, а именно cправки о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения договора, по установленной в Документации форме (форма 9) (подраздел 7.9), включая обязательные приложения к ней.

Положениями пункта 7.1.5 подраздела 7.1 раздела 7 «Требования
к участнику и составу заявки участника» приложения № 1 «Технические требования» Документации (далее – Технические требования) установлены следующие требования к материально-техническим ресурсам:

«Участник в составе заявки должен подтвердить наличие в собственности или в распоряжении на правах аренды, лизинга или ином законном праве основных средств с указанием инвентарных номеров для подтверждения наличия у него следующего оборудования:

1. Заготовительное оборудование:

1.1. Портальные машины с ЧПУ для резки листового металлопроката;

1.2. Вспомогательное газорезательное оборудование;

2. Станочное оборудование:

2.1. Фаскосъемные машины/станки;

2.2. Сверлильные станки;

2.3. Фрезерное оборудование;

2.4. Токарное оборудование;

3. Сварочное оборудование:

3.1. Аппараты полуавтоматической сварки в среде защитных газов;

3.2. Аппараты автоматической сварки под флюсом;

4. Покрасочное оборудование:

4.1. Дробеструйное оборудование;

4.2. Аппараты безвоздушного нанесения ЛКП.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем предоставления в составе заявки участника справки о материально-технических ресурсах по форме, приведенной в Документации. В случае если указанное оборудование находится в аренде, то сведения об основных средствах
с указанием инвентарных номеров должны быть представлены арендодателем.

Отсутствие в составе заявки документов, указанных в вышеуказанном пункте, будет являться основанием для отклонения заявки участника».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4.9.6 подраздела 4.9 раздела 4 «Порядок проведения закупки. Инструкции по подготовке заявок» Документации по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет заявки в том числе в связи
с несоответствием участников закупки требованиям Документации.

Согласно протоколу от 11.01.2023 № 9/Р (далее – Протокол) Заказчиком, Организатором принято решение об отклонении заявки Заявителя (участник
№ 88815) на основании подпункта «б» пункта 4.9.6 подраздела 4.9 раздела 4 «Порядок проведения закупки. Инструкции по подготовке заявок» Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора представил материалы и пояснил, что в разделе 1.2 «Вспомогательное газорезательное оборудование» справки о материально-технических ресурсах, представленной Заявителем в составе заявки, указаны следующие материально-технические ресурсы, находящиеся в собственности Заявителя: аппарат струйной очистки АСО-200, воздушный винтовой компрессор 1 ВВ-14/9М1, кран мостовой г/п 5тн, которые, по мнению Заказчика, Организатора, не могут быть использованы в качестве вспомогательного газорезательного оборудования и не соответствуют пункту 7.1.5 Технических требований.
В связи с этим заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Документации.

Кроме того, в Протоколе установлено, что при выполнении термической резки необходимо выполнять требования СТО 36-136-86 «Конструкции строительные. Термическая резка. Общие требования» (далее – СТО), согласно которым используются портальные машины, а также ручные и переносные резаки.

Представитель Организатор на заседании Комиссии ФАС России также пояснил, что указанная Заявителем в составе заявки портальная машина не способна обеспечить выполнение необходимого Заказчику технологического процесса, поскольку с учетом требований СТО портальные машины предназначены для раскроя деталей перед процессом сборки
и механической обработки. При этом вспомогательное газорезательное оборудование при изготовлении гидромеханического оборудования используется для локальных подрезок деталей при сборке металлоконструкций затворов, решеток, закладных частей и т.д., а также для правки «грибовидностей», «хлопунов» и других возможных локальных деформаций металлоконструкций, возникающих после сварки.

Согласно Извещению, Документации предметом закупки является поставка гидромеханического оборудования и металлоконструкций для ГАЭС Каскада Кубанских ГЭС (изготовление, поставка, шефмонтаж и пусконаладка).

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что в Документации отсутствует требование к материально-техническим ресурсам в части необходимости соответствия резака нормам СТО.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что отсутствие у участника
на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому
по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки.

Таким образом, действия Заказчика, Организатора, установивших вышеуказанное положение в Документации, ограничивающее количество участников закупки, и, как следствие, отклонивших заявку Заявителя, ввиду несоответствия вышеуказанному требованию, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10
статьи 4 Закона о закупках, и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:


 

1. Признать жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
<...>, организатора <...>
при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку гидромеханического оборудования и металлоконструкций для ГАЭС Каскада Кубанских ГЭС (изготовление, поставка, шефмонтаж и пусконаладка (0052-КС ДОХ-2022-ЧГЭС) (извещение № 32211548225) обоснованной.

2. Признать <...>, <...> нарушившими часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
от 25.01.2023 № 223ФЗ-21/23.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.01.2023 по делу № 223ФЗ-21/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны