Решение №28/86768/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-373/22 от 19 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-373/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

19.09.2022                                                                                                           Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>, <...>,

<...>: <...>, <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу <...> от 02.09.2022 № ТГК22/2788 на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении запроса цен на право заключения договора
на поставку труб стальных (извещение № SBR043-2207290041, размещенное
на сайте https://utp.sberbank-ast.ru) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 02.09.2022 № ТГК22/2788 на действия (бездействие) <...>(далее – Заказчик) при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку труб стальных (извещение № SBR043-2207290041, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru) (далее
Запрос цен, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Транснефть» (далее – Положение о закупке).

Согласно извещению о проведении Запроса цен, закупочной документацией
(далее – Извещение, Документация):

1. Извещение размещено на сайте Оператора (SBR043-2207290041) – 29.07.2022.

2. Начальная (максимальная) цена договора – 93 000 000 000 руб.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе цен – 12.08.2022.

4. Дата рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов Запроса цен – 26.08.2022.

5. Победителем Конкурса признан участник № 5 (далее – Победитель)
с ценовым предложением в размере 88 229 100 000 руб.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если
при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 09.09.2022 Комиссией ФАС России на основании части 14.1
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего изучения
представленных материалов срок рассмотрения продлен до 19.09.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса цен права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, выраженные в непризнании заявки Победителя несоответствующей положениям закупочной документации на этапе подписания договора.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса цен Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

1.1 Из Жалобы следует, что при проведении Запроса цен права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, выраженными в непризнании заявки Победителя несоответствующей на этапе подписания договора поскольку
в составе заявки Победителя содержатся недостоверные сведения.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 10.3.1 Инструкции для участника закупки (далее – Инструкция) требования к содержанию, форме, оформлению и составу Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)», указанные в настоящей инструкции для участника закупки, применяются также к Форме 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок», предоставление которой требуется при закупке товаров в единичных расценках, если цена договора (цена лота) не подлежит изменению в ходе закупки, в части, не противоречащей их содержанию.

Также согласно пункту 10.3.2 Инструкции комплект документов с заявкой на участие в закупке должен быть оформлен в виде заполнения участником закупки в том числе Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)».

Таблицы и формы в заявке на участие в закупке должны быть заполнены по всем графам, заполнение которых предусмотрено настоящей инструкцией, приложениями к ней и/или соответствующими формами. Причина отсутствия информации в отдельных графах, равно как отсутствие таблиц или форм должны быть объяснены.

При закупке товаров по единичным расценкам в состав документации о закупке вместо Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» включены Форма 2.1 «Сведения о максимальной цене лота (договора) при закупке товаров по единичным расценкам» и Форма 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок» (далее – Форма 2.2), предоставление которых требуется при закупке товаров в единичных расценках, если цена договора (цена лота) не подлежит изменению в ходе закупки.

Кроме того, Форма 2.2 содержит в том числе графы с номенклатурными позициями, по которым в графе необходимо продекларировать наличие или отсутствие продукции в Реестре ОВП в графе «Продукция включена в Перечень ОВП».

Согласно заявке Победителя в Форме 2.2, например, по позиции № 847 – Труба 108х4,0-09Г2С-В, ВСЭП (ОТТ-23.040.00-КТН-133-15) в графе «Производитель» указано ПАО «ТМК», а также в графе «Продукция включена в Перечень ОВП» указано – «Да».

Вместе с тем в Реестре ОВП отсутствуют сведения о наличии продукции
ПАО «ТМК» с соответствующими техническими условиями по позиции № 847.

Также согласно заявке Победителя в Форме 2.2, например, по позиции № 630 – Труба 1020х28,0-К56-2 (ОТТ-23.040.00-КТН-135-15) в графе «Производитель» указано ПАО «Северсталь», в графе «Производитель» указано
ПАО «ТМК», а также в графе «Продукция включена в Перечень ОВП» указано – «Да».

Однако, под номером учетной записи Реестра ОВП 10101-1103-4383 находятся сведения о производителе оборудования «Трубы стальные сварные для магистральных трубопроводов нефти и нефтепродуктов»
(ОТТ-23.040.00-КТН-135-15) АО «Ижорский трубный завод», входящего в группу компаний ПАО «Северсталь».

Согласно пункту 101.3.2. Положения о закупке Конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае в том числе:

- установления недостоверности, содержащейся в заявке на участие в закупке, информации в отношении соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

Вместе с тем, поскольку на момент подачи Заявителем жалобы Заказчиком не было принято решение о заключении договора или признании Победителя закупки уклонившимся от заключения договора, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений положения Закона о закупках.

1.2. Из Жалобы следует, что при проведении Запроса цен права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, выраженными в непризнании заявки Победителя несоответствующей положениям закупочной документации на этапе подписания договора в связи с невыполнением условий, предусмотренных Инструкцией.

В соответствии с пунктом 15.4 Инструкции победитель закупки обязан
(в случае если указанное требование установлено в извещении об осуществлении закупки) не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации итогового протокола, составленного
по результатам закупки, предоставить посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала – на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) документы, подтверждающие возможность поставки товаров по закупке, раскрывающие полную цепочку лиц, начиная от производителя товара и заканчивая победителем закупки, по позициям, по которым в столбце «Подтверждение возможности исполнения договора» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» или Формы 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок» установлено требование о предоставлении данного подтверждения. К указанным документам относятся:

- договоры, в том числе предварительные, с производителем, дистрибьютером, официальным представителем, дилером и (или)

- гарантийные письма производителя, дистрибьютера, официального представителя и (или)

- акты приема-передачи и другие документы, подтверждающие фактическое наличие товара у победителя закупки и (или)

- дилерские сертификаты (при осуществлении закупки транспортных средств и спецтехники и запасных частей для автотранспортной техники, орг., вычислительной техники и расходных материалов и комплектующих к ней) и (или)

- другие документы, выданные производителем, дистрибьютером, официальным представителем, дилером, гарантирующие возможность исполнения договора победителем закупки и (или)

- сертификаты (декларации) соответствия на продукцию, в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (при осуществлении закупки спецодежды, спецобуви, СИЗ).

Гарантийное письмо – по форме 4.2 (Гарантийное письмо от производителя товаров, являющихся предметом закупки, предоставляется победителем закупки посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала – на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации итогового протокола, составленного по результатам закупки, по позициям, по которым в столбце «Продукция включена в Перечень ОВП» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» или Формы 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок» указано слово «Да».

Пунктом 3 Извещения об осуществлении закупки установлено дополнительное требование к участнику закупки в том числе о предоставлении организатору закупки участником закупки следующих документов после признания его победителем:

- подтверждающих возможность выполнения обязательств по договору;

- подтверждающих цепочку собственников (бенефициаров);

- подтверждающих одобрение сделки, заключаемой по результатам закупки, если такое одобрение необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами.

В соответствии с пунктом 15.1 Инструкции договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки в порядке, предусмотренном Положением о закупке ПАО «Транснефть» и настоящей инструкцией, при условии предоставления со стороны победителя закупки документов, указанных в пунктах 15.4 – 15.7 настоящей инструкции.

В соответствии с пунктом 15.8 в случае непредставления со стороны победителя закупки документов, указанных в пунктах 15.4 – 15.7 настоящей инструкции, договор с таким лицом не заключается, конкурсная комиссия вправе признать такого победителя уклонившимся от заключения договора.
В этом случае участнику закупки, заявка которого признана наилучшей после заявки победителя закупки, направляется письменное уведомление в порядке, предусмотренном настоящим разделом. Соответствующие решения конкурсной комиссии оформляются протоколом, сформированным в соответствии
с законодательством Российской Федерации не позднее чем через три дня со дня подписания указанного протокола. С даты формирования в соответствии
с законодательством Российской Федерации указанного протокола на участника закупки, заявка которого признана наилучшей после заявки победителя закупки, распространяются все права и обязанности победителя закупки.

В соответствии с протоколом заседания комиссии Заказчика от 26.08.2022
№ 0001-201-К-01-00043-2024 победителем закупки признана заявка № 5.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что поскольку
в течение срока, предусмотренного пунктом 15.4 Инструкции, победителем закупки не представлены документы, предусмотренные вышеуказанным пунктом, Победитель утратил право на заключение договора по результатам закупки.

Вместе с тем, согласно заявке Победителя в форме 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок» по продукции предлагаемой к поставке в рамках исполнения договора в столбце «Продукция включена в Перечень ОВП» указано слово «Да».

Таким образом поскольку протокол подведения итогов размещен 26.08.2022, регламентированная дата представления Победителем документов, предусмотренных пунктом 15.4 Инструкции до 31.08.2022.

При этом на заседание Комиссии не представлено сведений, свидетельствующих об исполнении Победителем положений пункта 15.4 Инструкции в срок.

Вместе с тем, поскольку на момент подачи Заявителем жалобы Заказчиком не было принято решение о заключении договора или признании Победителя закупки уклонившимся от заключения договора, не представляется возможным прийти к обоснованности довода Заявителя.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России


 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу <...> от 02.09.2022 № ТГК22/2788 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку труб стальных (извещение № SBR043-2207290041, размещенное на сайте https://utp.sberbank-ast.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны