Решение б/н Решение 223ФЗ-886/20 от 18 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-886/20

по результатам рассмотрения жалобы ФГБУ «ИГКЭ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

11.11.2020 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

*

членов Комиссии:

*

*

*

(далее — Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ФГБУ «ИГКЭ»: *,

ПАО «РусГидро»: *,

представили АО «ЕЭТП» (далее — Оператор электронной площадки) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ФГБУ «ИГКЭ» (далее - Заявитель) от 30.10.2020 № 607 на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по теме: «Измерение выбросов парниковых газов и оценка поглощающей способности гидроэнергетических объектов» (Лот № 11-НИОКР-2020-ИА) (извещение № 32009327004), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ФГБУ «ИГКЭ» от 30.10.2020 № 607 на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по теме: «Измерение выбросов парниковых газов и оценка поглощающей способности гидроэнергетических объектов» (Лот № 11-НИОКР-2020-ИА) (извещение № 32009327004) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ПАО «РусГидро», утвержденного протоколом заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 16.07.2020;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 112 500 000 рублей;

      3. Дата окончания подачи заявок 05.10.2020;

      4. На участие в Конкурсе подано – 3 заявки;

      5. На участие в Конкурсе допущена 1 заявка;

      6. Дата подведения итогов Конкурса 28.10.2020.

      7. Победителем признан коллективный участник, лидером которого выступает ООО «ЭТС-Проект» с предложением о цене договора в размере 112 500 000 рублей.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупка предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации (далее - Документация) и Закона о закупках.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам,услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Подпунктом «а» пункта 4.9.6 Документации установлено следующее: «по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки в том числе за несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов».

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по конкурсу в электронной форме № 2/Р от 28.10.2020 (далее Протокол) заявка коллективного участника в составе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова Российской академии наук (ИФА им. А.М. Обухова РАН), Заявителя, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» признана несоответствующей требованиям Документации на основании предоставления ненадлежащей копии Баланса Государственного (муниципального) учреждения (далее — Баланс), а также непредоставления сметной документации.

При этом согласно Протоколу заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Документации на основании предоставления в составе заявки ненадлежащей копии Баланса, а именно в вышеуказанной копии отсутствует информация по показателям в разделе: Пассив (код строк: 1300).

Вместе с тем Приложением № 3 Документации установлено следующее требование: «участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДриФС, приведенной в приложении № 7 Документации)».

При этом, подпунктом «е» пункта 2.5.1 приложения № 7 Документации «Единая методика проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур» (далее — Методика) установлено, что в целях проверки финансового состояния (устойчивости) участника Конкурса установлен критерий отбора «наличие у участника неустойчивого финансового состояния».

Кроме того, для дальнейшего участия в Конкурсе участнику необходимо получить не менее 0,45 баллов по вышеуказанному критерию.

Согласно пункту 2.6.1 Методики, для осуществления проверки финансового состояния(устойчивости) Участника используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетные периоды (кварталы/ года), установленные в документации о закупке, представленные Участником в составе заявки в соответствии с требованиями документации о закупке, в том числе данные из бухгалтерского баланса.

Подпунктом «а» пункта 3 Приложения № 3 к Документации установлено в том числе необходимость предоставления в составе заявки участниками закупки бухгалтерского баланса, который должен соответствовать требованиям Документации.

Вместе с тем Комиссией ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанный критерий Методики не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемого по результатам закупки.

Кроме того, согласно подпункту 10.1.1 пункта 10 Приложения № 1 Документации установлено следующее: «для обоснования стоимости заявки Участник должен представить Коммерческое предложение, а также сметную документацию, составленную в соответствии с «Требования к оформлению и составлению смет или расчетов на выполнение услуг по программе научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ».

Вместе с тем сметная документация в качестве обоснования стоимости заявки участника не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемого по результатам закупки.

Следовательно, Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к заявкам участников закупки, что в свою очередь привело к неправомерному отклонению заявки Заявителя.

Кроме того, отсутствие в составе заявки сметной документации и Баланса, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Документации вышеуказанное требование нарушает положение пункта 9 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку коллективного участника на участие в Конкурсе по вышеуказанному основанию, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ФГБУ «ИГКЭ» (ИНН 7718014073, ОГРН 1027739649200) от 30.10.2020 № 607 на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по теме: «Измерение выбросов парниковых газов и оценка поглощающей способности гидроэнергетических объектов» (Лот № 11-НИОКР-2020-ИА) (извещение № 32009327004) обоснованной.

      1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 11.11.2020 № 223ФЗ-886/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.11.2020 № 223ФЗ-886/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны