Решение №28/101986/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-613/21 от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-613/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергостар» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.11.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ПАО «Аэрофлот»: <...>,

ООО «Энергостар»: <...>,

представители АО «Сбербанк-АСТ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Энергостар» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Аэрофлот» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническую эксплуатацию, обслуживание, ремонт электроустановок, электрооборудования и сетей электроснабжения
на объектах ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32110747683), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергостар»
(далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Аэрофлот» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническую эксплуатацию, обслуживание, ремонт электроустановок, электрооборудования
и сетей электроснабжения на объектах ПАО «Аэрофлот» (извещение
№ 32110747683) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещаются информация
о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом
и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Аэрофлот», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» (далее – Положение
о закупках).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), документацией о закупке (далее – Документация):

      1. Извещение, Документация размещены в ЕИС – 21.10.2021;

      2. Начальная (максимальная) цена договора – 354 211 600 рублей;

      3. Дата окончания подачи заявок – 21.11.2021;

      4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 30.11.2021;

      5. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 01.12.2021;

      6. Дата подведения итогов Конкурса – 01.12.2021.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции.

В ходе заседания 17.11.2021 Комиссия ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 25.11.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование к составу заявки участников закупки о предоставлении оригинала банковской гарантии.

  2. Заказчиком в Документации не установлен перечень оборудования
    с техническими и количественными характеристиками.

  3. Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию «Стоимость предложения участника закупки».

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением
о закупках и Документацией.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование к составу заявки участников закупки
о предоставлении оригинала банковской гарантии.

На заседании Комиссии ФАС России представителем Заявителя указанный довод Жалобы отозван, в связи с чем указанный довод Жалобы не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации не установлен перечень оборудования с техническими и количественными характеристиками.

На заседании Комиссии ФАС России представителем Заявителя указанный довод Жалобы отозван, в связи с чем указанный довод Жалобы
не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию «Стоимость предложения участника закупки».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений
на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Пунктом 11.5 Документации установлены критерии оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости
и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе критерий «
Стоимость предложения участника закупки» (далее – Критерий), согласно которому:

«Количество баллов по Критерию определяется по следующей
формуле:

К1=(Цена_min)/(Цена_n)*0,5

где,

К1 – условное обозначение Критерия №1

Цена мin – Минимальная цена, цена – предложенная одним
из участников закупки с учетом НДС;

Цена n – цена предложения, указанная в заявке n - го участника закупки. (с учетом НДС);

«0,5» – коэффициент значимости (вес) Критерия.

При отсутствии приложенной к заявке подробной калькуляции формирования стоимости предложения участника закупки (в соответствии
с пунктом 10.3.5.1. Документации), количество баллов по критерию 1 такого участника снижается на 50%, то есть количество баллов для такого участника рассчитывается по следующей формуле:

К1=(Цена_min)/(Цена_n)*0,5*0,5».

В силу пункта 10.3.5.1 Документации в рамках Критерия необходимо предоставить подробную калькуляцию формирования стоимости предложения участника закупки (далее – Калькуляция) в соответствии с требованиями технического задания (приложение 3 к Документации) с разъяснениями порядка ценообразования
и обоснованности снижения цены.

В подробной Калькуляции в обязательном порядке указать фонд оплаты труда по персоналу, минимально необходимому в соответствии с численностью персонала указанного в техническом задании (приложение 3 к Документации); рассчитываемые транспортные расходы; накладные расходы; расходы
на материалы (для эксплуатации); расходы за утилизацию и прочие расходы, которые могут возникнуть при выполнении работ в рамках технического задания.

По мнению представителя Заявителя, установленный Заказчиком Критерий является излишним, поскольку подробная Калькуляция, в частности
в отношении ремонтных работ, не оказывает влияния на качество выполняемых работ по договору.

Кроме того, согласно Извещению и Документации предметом закупочной процедуры является техническая эксплуатация, обслуживание, ремонт электроустановок, электрооборудования и сетей электроснабжения
на объектах ПАО «Аэрофлот».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что требование о предоставлении Калькуляции предусмотрено исключительно в отношении технического обслуживания и технической эксплуатации оборудования по предмету закупки.

Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика калькуляция на ремонтные работы не требуется.

Вместе с тем Комиссия ФАС России установила, что пункт 10.3.5.1 Декомпенсации не содержит положений, предусматривающих предоставление Калькуляции исключительно в отношении технического обслуживания
и технической эксплуатации оборудования по предмету закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, а также указанный порядок оценки, приходит к выводу, что порядок оценки заявок участников Конкурса по Критерию  установлен Заказчиком ненадлежащим образом, поскольку из положений Документации
не представляется возможным определить конкретный предмет оценки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают
пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энергостар» (ИНН: 7717547255,
    ОГРН: 1057749442300) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
    ПАО «Аэрофлот» (ИНН: 7712040126, ОГРН: 1027700092661) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническую эксплуатацию, обслуживание, ремонт электроустановок, электрооборудования и сетей электроснабжения на объектах ПАО «Аэрофлот» (извещение № 32110747683) обоснованной.

  2. Признать ПАО «Аэрофлот» нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.11.2021 № 223ФЗ-613/21.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от  25.11.2021 № 223ФЗ-613/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Энергостар"
ИНН 7717547255, ОГРН 1057749442300
ПАО "Аэрофлот"
ИНН 7712040126, ОГРН 1027700092661