Решение №17/17820/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-116/21 от 10 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-116/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Транскомплект-Саратов» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

04.03.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>

ООО «Транскомплект-Саратов»: <...>,

представители ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Транскомплект-Саратов» от 18.02.2021 № 01/02 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 786/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договоров на выполнение комплекса работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений железнодорожных мостов (извещение
№ 32009849979, лоты №№ 1, 3)
, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Транскомплект-Саратов»
(далее - Заявитель) от 18.02.2021 № 01/02 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 786/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договоров на выполнение комплекса работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений железнодорожных мостов (извещение
№ 32009849979, лоты №№ 1, 3)
(далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении закупочной процедуры (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 25.12.2020;

  2. Начальная (максимальная) цена договора по сумме 12 лотов -
    108 052 373 рубля;

  3. Дата окончания подачи заявок - 20.01.2021;

  4. Дата рассмотрения заявок первых частей заявок - 26.01.2021;

  5. На участие в Конкурсе подано: по лоту № 1 - 5 заявок; по лоту № 3 - 4 заявки;

  6. Признаны соответствующими требованиям документации по вторым частям заявок все поданные заявки;

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 11.02.2021;

  8. Соответствующими требованиям документации по первым частям заявок признано: по лоту № 1 - 4 заявки; по лоту № 3 - 2 заявки;

  9. Дата подведения итогов Конкурса - 11.02.2021;

  10. Победителями Конкурса по лоту № 1 признано
    ООО «ТрансСтройМонтаж» с предложениями о цене договора 2 272 591 рубль,
    соответственно; по лоту № 3 признано ООО «СК ПАРИТЕТ» с предложениями о цене договора 2 584 002 рубля соответственно.

В ходе рассмотрения Жалобы 03.03.2021 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 04.03.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

1. Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку по лотам №№ 1,3 Заказчиком неправомерно отклонены заявки Заявителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 1.7.3 Документации к участникам закупки установлено следующее квалификационное требование:

«Участник должен иметь опыт выполнения работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений, стоимость которых составляет не менее 20 % (двадцать процентов) начальной (максимальной) цены договора (лота) без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении № 1.1 к Документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по противокоррозионной защите металлических пролетных строений.

В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

  • документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в  приложении №1.3 Документации о наличии требуемого опыта;

  • акты о выполнении работ;

  • договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

  • документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)».

В соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров Приложения № 1.3 Документации участнику закупки необходимо предоставить информацию в том числе о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору.

В соответствии с пунктом 3.11.4.1 Документации участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случаях, установленных Документацией, в том числе в случае непредставление определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

Согласно протоколу о рассмотрении вторых частей заявок
от 11.02.2021 (далее - Протокол) Заказчиком по лоту № 1 отклонена заявка Заявителя (участник № 3), по лоту № 3 отклонены заявки Заявителя (участник
№ 3) и участника № 4, в связи с предоставлением документов, предусмотренных пунктом 1.7.3.1 Документации, содержащих информацию несоответствующую действительности в части сведений о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что Заявителем в целях подтверждения наличия опыта по предмету закупки представлен договор от 24.07.2020 № 342/ОКЭ0ЦДИ ЦП/20/3/1
(далее - Договор), заключенный с ОАО «РЖД» (Приволжской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры).

При этом, из информации, представленной ОАО «РЖД» (Приволжской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры), следует, что к Заявителю в рамках исполнения Договора предъявлялись претензии в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Договору, в связи с чем в рамках проведения Конкурса заявки Заявителя отклонены .

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету закупки, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 1.7.3 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Кроме того, вышеуказанные требования к составу заявки не позволяют Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, а также не являются подтверждением надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемого по результатам Конкурса.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки участника закупки, и, как следствие, отклонившего заявки участников Конкурса по указанному основанию, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8
статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      1. Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решением от 04.03.2021 № 223ФЗ-114/21 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены нарушения:

  • части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации неправомерных требований к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса; неправомерного права Заказчика осуществлять запросы дополнительной информации у участников закупки, в не установлении в Документации приоритета товаров, работ, услуг, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925
    «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;

  • части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном отклонении заявок участников закупки;

  • части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации неправомерного права Заказчика не заключать договор в случае признания Конкурса несостоявшимся (при наличии хотя бы одной заявки);

  • пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации неправомерного требования о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в том числе о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору;

  • пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащего квалификационного требования к участникам закупки в части наличия опыта;

  • пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки по критериям «Опыт участника», «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами».

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, Комиссией ФАС России выдано предписание, в том числе о пересмотре заявок участников закупки по лоту № 1.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      1. Признать жалобу ООО «Транскомплект-Саратов»
        (ИНН: 6454065634, ОГРН: 1036405412020 ) от 18.02.2021 № 01/02 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,
        № 786/ОКЭ-ЦДИ ЦП/20 на право заключения договоров на выполнение комплекса работ по противокоррозионной защите металлических пролетных строений железнодорожных мостов (извещение № 32009849979, лоты № 1, 3)
        обоснованной.

      2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6
        статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункты 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 04.03.2021 № 223ФЗ-116/21.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.03.2021 № 223ФЗ-116/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО «Транскомплект-Саратов»
ИНН 6454065634, ОГРН 1036405412020
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "РТС-Тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666