Решение №28/17078/24 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-53/24 от 1 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-53/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПЦ «Премиум Карт» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.02.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>; <...>,

ООО «ПЦ «Премиум Карт»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор)
на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «ПЦ «Премиум Карт» от 16.02.2024 № 323 на действия (бездействие)
заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на поставку топлива моторного по смарт-картам
для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и АО «ФПК»
(извещение № 110/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «ПЦ «Премиум Карт»
(далее – Заявитель) от 16.02.2024 № 323 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива моторного
по смарт-картам для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д.
и АО «ФПК» (извещение № 110/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), (извещение № 32313032576) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон
о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
комиссия антимонопольного органа в случае признания
жалобы обоснованной может принять решение о необходимости выдачи предписания, направленного
на устранение нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД» от 22.06.2023
(протокол № 13)) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), документацией о проведении Конкурса (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора www.rts-tender.ru14.02.2024;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 485 403 338 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 01.03.2024;

  4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 06.03.2024;

  5. Дата подведения итогов – 07.03.2024.

В ходе заседания 22.02.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 26.02.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии на праве собственности
или ином законном основании производственных мощностей (ресурсов).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии производственных мощностей (ресурсов) для поставки топлива моторного
по смарт-картам.

В соответствии с подпунктом 1.9.2 пункта 1.9 Документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для поставки топлива моторного по смарт-картам, на территории населенных пунктов, указанных
в Приложении № 1 к техническому заданию.

В подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании
(например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды автомобильной заправочной станции (далее – АЗС), либо наличие в собственности, иные договоры, иные документы).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что установление вышеуказанного
требования предоставляет Заказчику дополнительные гарантии своевременной поставки победителем товара по закупке
и
не приводит к ограничению количества участников закупки и преимуществу отдельных лиц.

Изучив положения подпункта 1.9.2 пункта 1.9 Документации,
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что отсутствие у участника закупки
на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов,
а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому
по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы
могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки,
в случае признания такого участника победителем закупки
.

Учитывая изложенное, установление в Документации требования
к участникам закупки о наличии на этапе подачи заявки материально-технических ресурсов налагает на участника дополнительные финансовые обязательства
для целей принятия участия в Конкурсе и приводит к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии материально-технических ресурсов к участникам закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требование части 6 статьи 3,
пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации
об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПЦ «Премиум Карт» (ИНН: 5610144852;
    ОГРН:
    1125658007892) от 16.02.2024 № 323 на действия (бездействие)
    заказчика ОАО «РЖД»
    (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295)
    при проведении открытого конкурса в электронной форме на право
    заключения договора на поставку топлива моторного по смарт-картам
    для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и АО «ФПК»
    (извещение № 110/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru)
    обоснованной.

  2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии
    с принятым решением от
    27.02.2024 № 223ФЗ-53/24.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.02.2024
    № 223ФЗ-53/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
    об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

Члены Комиссии ФАС России:

 

<...>

<...>

<...>

 

Связанные организации

ООО "ПЦ "Премиум Карт"
ИНН 5610144852, ОГРН 1125658007892
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666