Решение №28/17078/24 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-53/24 от 1 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-53/24
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПЦ «Премиум Карт» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
27.02.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>; <...>,
ООО «ПЦ «Премиум Карт»: <...>,
представители ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор)
на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «ПЦ «Премиум Карт» от 16.02.2024 № 323 на действия (бездействие)
заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на поставку топлива моторного по смарт-картам
для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и АО «ФПК»
(извещение № 110/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ПЦ «Премиум Карт»
(далее – Заявитель) от 16.02.2024 № 323 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива моторного
по смарт-картам для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д.
и АО «ФПК» (извещение № 110/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), (извещение № 32313032576) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон
о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
комиссия антимонопольного органа в случае признания жалобы обоснованной может принять решение о необходимости выдачи предписания, направленного
на устранение нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД» от 22.06.2023
(протокол № 13)) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), документацией о проведении Конкурса (далее – Документация):
-
Извещение размещено на сайте Оператора www.rts-tender.ru – 14.02.2024;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 485 403 338 руб.;
-
Дата окончания срока подачи заявок – 01.03.2024;
-
Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 06.03.2024;
-
Дата подведения итогов – 07.03.2024.
В ходе заседания 22.02.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 26.02.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии на праве собственности
или ином законном основании производственных мощностей (ресурсов).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии производственных мощностей (ресурсов) для поставки топлива моторного
по смарт-картам.
В соответствии с подпунктом 1.9.2 пункта 1.9 Документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для поставки топлива моторного по смарт-картам, на территории населенных пунктов, указанных
в Приложении № 1 к техническому заданию.
В подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании
(например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды автомобильной заправочной станции (далее – АЗС), либо наличие в собственности, иные договоры, иные документы).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что установление вышеуказанного требования предоставляет Заказчику дополнительные гарантии своевременной поставки победителем товара по закупке
и не приводит к ограничению количества участников закупки и преимуществу отдельных лиц.
Изучив положения подпункта 1.9.2 пункта 1.9 Документации,
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что отсутствие у участника закупки
на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов,
а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому
по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы
могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки,
в случае признания такого участника победителем закупки.
Учитывая изложенное, установление в Документации требования
к участникам закупки о наличии на этапе подачи заявки материально-технических ресурсов налагает на участника дополнительные финансовые обязательства
для целей принятия участия в Конкурсе и приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии материально-технических ресурсов к участникам закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требование части 6 статьи 3,
пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации
об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ПЦ «Премиум Карт» (ИНН: 5610144852;
ОГРН: 1125658007892) от 16.02.2024 № 323 на действия (бездействие)
заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295)
при проведении открытого конкурса в электронной форме на право
заключения договора на поставку топлива моторного по смарт-картам
для обеспечения предприятий полигона Московской ж.д. и АО «ФПК»
(извещение № 110/ОКЭ-ЦДЗС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной. -
Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии
с принятым решением от 27.02.2024 № 223ФЗ-53/24. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.02.2024
№ 223ФЗ-53/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: Члены Комиссии ФАС России:
|
<...> <...> <...> |