Решение №28/80236/23 Решение № 223ФЗ-371/23 от 2 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-371/23

по результатам рассмотрения жалобы <...>  на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.09.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>.

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>, <...>, <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 13.09.2023 № 116 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по завершению строительства объекта «Центр инноваций и технологий (II очередь) (Центр нанотехнологий), в том числе: Административный корпус; Лабораторный корпус» (извещение № 32312695486), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 13.09.2023 № 116 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по завершению строительства объекта «Центр инноваций и технологий (II очередь) (Центр нанотехнологий), в том числе: Административный корпус; Лабораторный корпус» (извещение № 32312695486) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа в случае признания жалобы обоснованной может принять решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется единым положением о закупке продукции для нужд <...>, утвержденным протоколом заседания совета директоров от 29.09.2022 № 349 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 22.08.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 252 098 170,09 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 07.09.2023;

  4. На участие в закупке поданы заявки 2 участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 18.09.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок к участию в Конкурсе допущена заявка единственного участника закупки;

  7. Дата подведения итогов – 18.08.2023;

  8. По результатам подведения итогов победителем закупки признано <...> с предложением о цене договора 1 252 098 170 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 20.09.2023 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 27.09.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  1. Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

  2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участника».

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя, ввиду представления в справке о материально-технических ресурсах несоответствующих действительности сведений о поставляемом оборудовании.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1 к информационной карте Документации (далее – Информационная карта) «Требования к участникам закупки» участник закупки в составе заявки представляет справку о материально-технических ресурсах по форме 5.4 подраздела 5 Документации, которой подтверждает наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, в том числе наличие «Каток дорожный на пневмоколесном ходу: производительность асфальт до 3000 м2/час, грунт до 500 м3/час; конструктивная масса не менее 8 т не более 12,5 т - 2 штуки», при этом документами, подтверждающими наличие материально-технических ресурсов являются:

– справка участника,

– в отношении транспортных средств и самоходных машин необходимо предоставить соответствующие паспорта и свидетельства.

Подпунктом 7.1 пункта 7 приложения № 3 к Информационной карте «Требования к составу заявки» установлено, что заявка на участие в закупке должна включать сведения и документы об участнике закупки, в том числе справку о материально-технических ресурсах.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 11.09.2023 № ЭК-5/2023/2 заявка Заявителя отклонена Заказчиком ввиду следующего:

«Заявка признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке на основании пп. 1 п. 2.11.9. документации о закупке: непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте (за исключением сведений, подтверждающих статус субъекта МСП - в случае отсутствия в п. 14 информационной карты установленных Заказчиком особенностей участия субъектов МСП в проводимой закупке, а также копий документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок); нарушение требований подраздела 2.4 к содержанию заявки, а именно:

в п. 2.1. Приложения №1 к информационной карте установлены требования к наличию материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, одним из которых является наличие у участника закупки «Каток дорожный на пневмоколесном ходу: производительность асфальт до 3000 м2/час, грунт до 500 мЗ/час; конструктивная масса не менее 8 т не более 12,5 т - 2 штуки».

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили сведения и сообщили, что в пункте 5 справки о материально-технических ресурсах (далее – Справка), представленной Заявителем в составе заявки, указано наличие катка дорожного на пневмоколесном ходу с характеристиками, соответствующими требованиям Документации.

Вместе с тем представители Заказчика пояснили, что Заявителем в составе заявки также представлены паспорта самоходных машин на катки дорожной марки «BOMAG, BW 213 D-5», «BOMAG, BW 219 D-5», при этом указанные паспорта на поставляемую технику содержат характеристики отличные от характеристик, указанных в Справке, ввиду чего заявка Заявителя отклонена Заказчиком.

Изучив положения подпункта 2.1 пункта 2 приложения № 2 к информационной карте, Комиссия ФАС России установила, что установленное Заказчиком требование о наличии материально-технических ресурсов на этапе подачи заявок является избыточным, поскольку отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе и приводит к ограничению количества участников закупки.

Учитывая изложенное, заявка участника закупки, не обладающего указанным оборудованием, признается несоответствующей требованиям Документации и подлежит отклонению от участия в закупке, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование необоснованно ограничивает количество участников закупки и не соответствует требованиям Закона о закупках.

Таким образом, действия Заказчика установившего указанное требование к участникам закупки, и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован порядок оценки по Критерию.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок
на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие) совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно информации, размещенной на сайте ЕИС, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 07.09.2023.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Жалоба направлена Заявителем в ФАС России – 13.09.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем довод на положение Документации не подлежит рассмотрению.

При таких обстоятельствах у Комиссии ФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения Жалобы Заявителя по существу в части вышеуказанного довода.

В связи с изложенным, Комиссией ФАС России принято решение об оставлении довода Жалобы Заявителя без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

Таким образом, Комиссия ФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу <...> от 13.09.2023 № 116 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по завершению строительства объекта «Центр инноваций и технологий (II очередь) (Центр нанотехнологий), в том числе: Административный корпус; Лабораторный корпус» (извещение № 32312695486) обоснованной в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии материально-технических ресурсов и, как следствие, отклонения заявки участника закупки.

  2. Признать <...> нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 27.09.2023 по делу № 223ФЗ-371/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.09.2023 № 223ФЗ-371/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны