Решение №17/50243/19 Решение ФАС России № 223ФЗ-577/19 от 14 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-577/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Вика-Двина» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

10.06.2019 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Вика-Двина» от 31.05.2019 № 573687 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели металлической для нужд ДО ПАО «Газпром» (извещение № 319077822982), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Вика-Двина» (далее - Заявитель) от 31.05.2019 № 573687 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели металлической для нужд ДО ПАО «Газпром» (извещение № 319077822982) (далее – Конкурентный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 12.04.2012 № 1969 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

      1. Извещение о проведении Конкурентного отбора, документация о проведении Конкурентного отбора (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 26.04.2019;

      2. Дата окончания подачи заявок — 13.06.2019;

      3. Дата рассмотрения заявок — 18.06.2019;

      4. Дата подведения итогов закупки — 19.06.2019;

      5. Начальная (максимальная) цена договора — 117 000 000 рублей.

В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы 07.06.2019 Комиссией ФАС России объявлен перерыв до 10.06.2019.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Процедура проведения способа закупки «открытый конкурентный отбор в электронной форме» установлена в разделе 14 «Конкурентный отбор» Положения о закупке, согласно которому способ «Конкурентный отбор» проводится по правилам, предусмотренным разделом 7, а также разделом 8 в случае, если конкурентный отбор проводится в электронной форме, с учётом особенностей, установленных разделом 14 Положения о закупке.

Согласно доводу Заявителя, в закупочной документации установлено ненадлежащее требование, которое не позволяет участникам закупки принять участие в объявленной закупке, а именно ценовое предложение участника закупки, которое, согласно Документации, должно быть предоставлено в формате XML и пройти проверку на валидность на портале Заказчика https://xml.gazprom.market, не соответствуют эталонному шаблону из закупочной документации (п.п. 4.2.3) содержит ошибки.

По мнению Заявителя, данные действия Заказчика по установлению требований к участникам закупки о подаче заявки в формате XML, содержащие технические ошибки, противоречат статье 3 Закона о закупках и нарушают право Заявителя на участие в закупке, а также влекут отсутствие конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор.

Согласно подпункту 1.2.13 раздела 1 «Общие положения», прейскурант (Ценовое предложение) - предложение участника конкурентного отбора в отношении предмета закупки по конкретным товарам с указанием производителя (фирменного наименования), наименования страны (места) происхождения, товарного знака и иных индивидуальных характеристик, и элементов индивидуализации, соответствующие мастер-позициям, указанным в мастер-каталоге, а также расчет и обоснование цены единицы соответствующего товара.

В пункте 2.4.6 Документации указано, что после открытия доступа к заявкам участники закупки до 14.00 по московскому времени дня, предшествующего дню подведения итогов конкурентного отбора имеют право снизить заявленную ими цену, подав новый прейскурант (новое ценовое предложение) содержащий снижение предельных цен мастер-позиций и оформленный в соответствии с пунктом 4.2 Документации.

В соответствии с пунктом 2.4.8 Документации подача нового ценового предложения осуществляется с помощью аппаратно-программного комплекса ЭП, с прикреплением файла, содержащего новый прейскурант (новое ценовое предложение).

Пункт 4.2 Документации устанавливает требования к подготовке прейскуранта (ценового предложения) согласно которым «прейскурант (ценовое предложение) должен быть подготовлен в соответствии с формой, установленной в Документации – «Прейскурант» (Приложение к Форме 1) по шаблону в формате файла «Прейскурант.xml» и должен содержать в себе ценовые предложения по мастер-позициям включающим в себя прейскурантовые позиции с описанием индивидуальных характеристик, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, названий и номеров моделей, артикулы и другие элементы индивидуализации. Каждой мастер-позиции может соответствовать одна или несколько прейскурантовых позиций. Ценовым предложением является предлагаемый Участником процент скидки на цены всех мастер-позиций. При этом предельная цена любой мастер-позиции, указываемая в прейскуранте, должна быть равна цене соответствующей мастер-позиции из мастер-каталога.

Пункт 4.2.3 Документации устанавливает, что представляемый участником в составе заявки файл «Прейскурант.xml» должен быть правильно сформированным и валидным. При этом под правильно сформированным и валидным xml-файлом понимается файл, имеющий корректный xml синтаксис, а именно:

  • xml документы должны иметь корневой элемент;

  • xml элементы должны иметь закрывающий тег;

  • xml элементы должны быть правильно вложены;

  • значения атрибутов при создании xml должны заключаться в кавычки, и соответствовать предоставленной схеме xsd.

Участник может проверить данные характеристики, представляемого в составе Заявки файла «Прейскурант.xml», в сети Интернет по адресу: https://xml.gazprom.market, используя инструмент онлайн проверки готового файла «.xml», а также ознакомиться с описанием структуры xml, скачав файл «Schema.xsd».

Цена Заявки определяется в соответствии с правилами Документации. Расчет предельных цен мастер-позиций в прейскуранте необходимо выполнить с учетом всех затрат, налогов, пошлин и сборов согласно действующему законодательству Российской Федерации».

Согласно подпункту 5.1.1 Документации прейскурант (Ценовое предложение) должен быть подготовлен в полном соответствии с требованиями мастер-каталога по форме «Прейскурант.xml» и представлен в формате XML. Шаблон данной формы для подачи прейскуранта в формате XML представлен в корневой папке Документации.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в ЕИС размещен файл «826 Документация (версия 4).rar», содержащий файл «826 Приложение № 2 Прейскурант 1», который содержит себе нечитабельные символы, при этом Документация не содержит инструкция по заполнению данного файла, ключа для открытия и прочтения размещенного файла.

Исходя из положений части 6 статьи 3.3 Закона о закупках информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном Законом о закупках и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Таким образом, из вышеуказанных положений следует, что заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

По мнению Комиссии ФАС России размещение заказчиком в ЕИС документа в формате, не обеспечивающем возможности ознакомления с таким документом препятствует заполнению заявки участнику закупки, поскольку с учетом  необходимости самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным административным барьером в связи с чем приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.

Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС файл, содержащий ограничения для ознакомления, нарушают часть 6 статьи 3.3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

      1. Признать жалобу ООО «Вика-Двина» (ИНН: 2127317877, ОГРН: 1022100967184) от 31.05.2019 № 573687 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром закупки» (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели металлической для нужд ДО ПАО «Газпром» (извещение № 319077822982) обоснованной.

      1. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      2. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 10.06.2019 № 223ФЗ-577/19.

      3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.06.2019 № 223ФЗ-577/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО «Вика-Двина»
ИНН 2127317877, ОГРН 1022100967184
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ ЗАКУПКИ"
ИНН 2460040655, ОГРН 1022401804820