Решение №28/79311/22 Решение 223ФЗ-331/22 от 23 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-331/22
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
19.08.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 10.08.2022 № 137/22 на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линий электропередачи на участке Филоново – Дуплятка», расположенному в границах Приволжской железной дороги (извещение
№ 1107/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба<...> (далее – Заявитель)
от 10.08.2022 № 137/22 на действия (бездействие) заказчика <...>
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линий электропередачи на участке Филоново – Дуплятка», расположенному в границах Приволжской железной дороги»
(извещение № 1107/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей
эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28.06.2018 (в редакции от 30.06.2022 протокол № 20) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):
1. Извещение размещено на сайте www.rts-tender.ru – 26.07.2022;
2. Начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) – 377 369 712 рублей;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.08.2022;
4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 05.09.2022;
5. Дата подведения итогов Конкурса – 06.09.2022.
В ходе заседания 17.08.2022 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего изучения Жалобы объявлен перерыв до 19.08.2022.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритериям «Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника»;
2. Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме;
3. Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов
у участников закупки;
4. Заказчиком неправомерно установлено требование к составу заявки
о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в части указания «Наличия жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента,
в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору», «Сведения об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений».
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение
издержек заказчика.
Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены
в подпунктах 2, 3 пункта 32 Положения о закупке.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по подкритериям
«Квалификация персонала», «Наличие производственных мощностей» критерия «Квалификация участника».
Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом
понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
1.1. Пунктом 2.2 раздела 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» (далее – Подкритерий № 1) критерия «Квалификация участника», согласно которому:
«Оценка осуществляется на основании документов, указанных
в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных
в заявках участников.
Оценивается путем деления количества специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника
на максимальное количество специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV, из всех имеющихся у участников:
Пj Aj= ──── *5 Пmax |
где:
J=1...n, n – количество участников;
Aj – количество баллов j-ого участника;
Пj – количество специалистов с группой допуска по электробезопасности
не ниже IV имеющихся у каждого (j-ого) участника;
Пmax – максимальное количество специалистов с группой допуска
по электробезопасности не ниже IV из всех имеющихся у участников;
5 – максимально возможное количество баллов по критерию.
В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, и/или отсутствия специалистов
с группой допуска по электробезопасности не ниже IV баллы не начисляются».
Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено следующее:
«Оценка заявок участников закупки осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV, а именно:
– документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленный в приложении № 1.3 к Документации;
– копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
– в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).
В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:
– действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;
– действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического
и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности
и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией органа Федеральной службы по экологическому контролю, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).
В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности».
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество специалистов с группой допуска по электробезопасности не ниже IV, подлежащих оценке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 1 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками
закупки сведений.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии
с пунктом 5.16 распоряжения <...> от 07.11.2018 № 2364/р
«Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств, железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры <...> для обеспечения безопасности движения поездов
и сохранности инженерных коммуникаций работы в устройствах электроснабжения, на действующих энергетических установках работы выполняются под руководством ответственного за производство работ, имеющего группу допуска по электробезопасности не ниже IV.
В связи с вышеизложенным, привлечение к выполнению входящих в предмет конкурса работ, связанных с электроустановками, лицами, не имеющими соответствующих групп допуска по электробезопасности будет являться прямым нарушением установленных требований по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках, и может повлечь за собой гибель людей и причинение значительного ущерба электрооборудованию Заказчика.
Таким образом, требование об оценке наличия у участников персонала, имеющего IV группу допуска по электробезопасности, предусмотрено Заказчиком
в целях исполнения законодательно установленных требований по безопасному проведению работ в электроустановках.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода Жалобы в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
1.2. Пунктом 2.3 раздела 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» (далее – Подкритерий № 2) критерия «Квалификация участника», согласно которому:
«Оценивается путем деления количества рабочих следующих профессий:
электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети с группой допуска по электробезопасности
не ниже III;
машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности не ниже III;
машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;
машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника
на максимальное количество рабочих (в совокупности) следующих профессий:
электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети с группой допуска по электробезопасности
не ниже III;
машинист крана автомобильного с группой допуска по электробезопасности не ниже III;
машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;
машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами
с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, из всех имеющихся у участников:
Пj кс Aj = ──── *2 + Пmax кс |
Пj мка ────── *2+ Пmax мка |
Пj жсм ────── *2+ Пmax жсм |
Пj мкс ────── *2, Пmax мкс |
где:
J=1...n, n – количество участников,
Aj – количество баллов j-ого участника;
Пj – количество рабочих по профессиям:
Пj кс – электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети с группой допуска по электробезопасности
не ниже III;
Пj мка – машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;
Пj жсм – машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска по электробезопасности не ниже III;
Пj мкс – машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, имеющихся у каждого (j-ого) участника;
Пmax – максимальное количество рабочих по профессиям:
Пmax кс – электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети с группой допуска по электробезопасности
не ниже III;
Пmax мка – машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III;
Пmax жсм – машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска по электробезопасности не ниже III;
Пmax мкс – машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик) по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III, из всех имеющихся у участников;
8 – максимально возможное количество баллов по критерию.
Максимальное количество баллов в подтверждение каждой профессии, которое может быть присвоено участнику, равно 2».
Подпунктом 2.3 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлено следующее:
«Оценка заявок участников закупки осуществляется на основании документов, подтверждающих наличие у участника рабочих следующих профессий: машинист крана автомобильного с группой допуска
по электробезопасности не ниже III; машинист железнодорожно-строительных машин с группой допуска по электробезопасности не ниже III; машинист крана (крановщик) по управлению пневмоколесными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III и/или машинист крана (крановщик)
по управлению гусеничными кранами с группой допуска
по электробезопасности не ниже III; электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети с группой допуска по электробезопасности не ниже III, а именно:
– документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации
с приложением согласий на обработку персональных данных каждого специалиста;
– копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
– в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, представить копии патентов, выданных в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копия основной и оборотной стороны патента).
В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника необходимо представить:
– действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности;
– действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического
и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности
и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией органа Ростехнадзора.
В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии органа Ростехнадзора необходимо представить действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности».
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 2, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество специалистов, подлежащих оценке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 2 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить лучшее предложение возможно путем сопоставления представленных участниками
закупки сведений.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
1.3. Пунктом 2.4 раздела 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Наличие производственных мощностей» (далее – Подкритерий № 3) критерия «Квалификация участника», согласно которому:
«Оценка осуществляется на основании документов, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и представленных
в заявках участников.
Оценивается путем деления количества строительной техники, указанной таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, имеющихся
у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество строительной техники, указанной таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации
из всех имеющихся у участников:
Тj к Aj = ──── *3 + Тmax к |
Тj убм ────── *3 , Тmax убм |
|
|
|
где:
J=1...n, n – количество участников,
Aj – количество баллов j-ого участника;
Тj – количество строительной техники по видам:
Тj к – кран;
Тj убм – универсальная бурильная машина (Бурильно-крановая машина);
Тmax – максимальное количество строительной техники по видам:
Тmax к – кран;
Тmax убм – универсальная бурильная машина (Бурильно-крановая машина);
6 – максимально возможное количество баллов по критерию.
Максимальное количество баллов в подтверждение каждого вида строительной техники, которое может быть присвоено участнику, равно 3.
В случае отсутствия у участника документов, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации и/или отсутствия производственных мощностей хотя бы одного вида строительной техники, указанного в таблице 1 подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации баллы
по соответствующему виду строительной техники в формуле не начисляются».
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 3, поскольку Заказчиком не установлено предельное максимальное количество строительной техники, подлежащей к оценке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию № 3 направлен
на выявление лучших условий исполнения договора, при этом выявить лучшее предложение возможно путем сопоставления представленных участниками
закупки сведений.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы
в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны,
в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу положения части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики,
а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 223 Положения
о закупке.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы
в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей
цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе,
с проектной документацией.
В силу части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме
и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения
для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности
и безопасности объектов капитального строительства.
Вместе с тем согласно пункту 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета
на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
При этом состав проектной документации определен частью 12 статьи 48
ГрК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008
№ 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях
к их содержанию» (далее – Постановление № 87).
В соответствии с пунктом 28 Постановления № 87 проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна содержать, в том числе раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».
При этом в силу положений пункта 30 Постановления № 87 сметная документация, предусмотренная в пункте 28 Постановления № 87, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Таким образом, смета на строительство объектов капитального строительства и сметная документация являются неотъемлемой частью проектной документации.
Согласно приложению № 1.1 «Техническое задание» к Документации НМЦД сформирована Заказчиком проектно-сметным методом, предусмотренным подпунктом 4 пункта 54 Положения о закупке.
При этом в соответствии с пунктом 65 Положения о закупке проектно-сметный метод заключается в определении НМЦД на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства
на основании проектной документации в соответствии с нормативными документами заказчика или методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, то в составе документации о закупке должна быть размещена проектно-сметная документация в полном объеме с целью обеспечения возможности участникам закупки ознакомиться с объемом и стоимостью подлежащих выполнению работ и сформировать свое ценовое предложение.
Согласно Извещению и Документации предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования,
по объекту «Техническое перевооружение линий электропередачи на участке Филоново – Дуплятка», расположенному в границах Приволжской
железной дороги.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заказчиком размещена проектная документация не в полном объеме,
а именно отсутствует раздел сметной документации, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил,
что Заказчиком размещена вся информация о работах по предмету Конкурса, необходимая участникам закупки для формирования заявки на участие
в закупочной процедуре.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, положения Документации установила, что приложении № 1.7 «Проектная документация»
к Документации размещена только часть сведений, установленных пунктом 30 Постановления № 87, а именно отсутствуют сметные расчеты, что также подтверждено представителями Заказчика на заседании Комиссии ФАС России.
На основании изложенного, действия Заказчика, не разместившего проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлено
в Документации право Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки.
Пунктом 3.6.9 Документации установлено требование о том, что Заказчик вправе до подведения итогов Конкурса в письменной форме однократно запросить у участников Конкурса информацию и документы, необходимые
для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в аукционной документации. При этом
не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников.
Вместе с тем возможность получения дополнительной информации
и документов, с учетом указанных положений Документации, полностью зависит
от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки, принимать решения о допуске/отклонении заявки участника при наличии несоответствий (неточностей) в составе заявки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса и создает преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении
дозапроса документов.
Кроме того, выявление несоответствий (неточностей) в составе заявки могут повлиять на оценку заявок участников закупки при принятии решения о допуске (недопуске) заявки участника закупки, в связи с чем в случае несоответствия заявки требованиям Документации, такие заявки подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что действия Заказчика, предусмотревшего в Документации возможность осуществления дополнительного запроса информации и документов у участников Конкурса, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к составу заявки о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в части указания «Наличия жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору», «Сведения об обоснованности
и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений».
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров приложения № 1.3 Документации участнику закупки необходимо предоставить информацию, в том числе о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору, а также сведения
об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента
по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений.
Вместе с тем Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, пришла к выводу, что вышеуказанные требования к составу заявки
не позволяют Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора, а также не являются подтверждением надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, заключаемого по результатам Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки участника закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают
пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу <...> от 10.08.2022 № 137/22 на действия (бездействие) заказчика<...>
при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линий электропередачи на участке Филоново – Дуплятка», расположенному
в границах Приволжской железной дороги (извещение № 1107/ОКЭ-ТЭ/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной в части:
– неправомерного установления в Документации права Заказчика осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки;
– размещения проектной – сметной документации не в полном объеме;
– неправомерного установления требования к составу заявки
о предоставлении сведений об опыте выполнения работ в части указания «Наличия жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента,
в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору», «Сведения об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений».
-
Признать<...> нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3
части 9, пункты 1, 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц». -
Выдать <...> <...> обязательное
к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.08.2022 по делу
№ 223ФЗ-331/22. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 19.08.2022 по делу № 223ФЗ-331/22
для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.