Решение №17/30405/20 Решение № 223ФЗ-244/20 от 10 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-244/20

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СМЗ» на действия (бездействие) оператора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

06.04.2020 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

«...»

рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО «СМЗ» от 24.03.2020 № 46/1/20 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку опор деревянных для Мурманска (извещение № 32008877277), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «СМЗ» (далее – Заявитель) от 24.03.2020 № 46/1/20 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» (далее – Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку опор деревянных для Мурманска (извещение № 32008877277) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ПАО «Ростелеком» (далее – Положение о закупке).

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АО «Единая электронная торговая площадка», утвержденным <...> АО «ЕЭТП» <...> (далее – Регламент).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о проведении Аукциона (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 13.02.2019;

      2. начальная (максимальная) цена договора — 2 709 124,36 рублей;

      3. дата окончания подачи заявок — 25.02.2020 в 11:00;

      4. дата рассмотрения первых частей заявок – 27.02.2020;

      5. дата проведения Аукциона – 28.02.2020;

      6. на участие в Аукционе подано – 11 заявок;

      7. к участию в Аукционе допущено – 10 заявок;

      8. во время проведения Аукциона ценовые предложения подавали 5 участников;

      9. дата рассмотрения вторых частей заявок – 04.03.2020;

      10. дата подведения итогов — 13.03.2020;

      11. победителем Аукциона признан ООО «ЛМЗ» с ценовым предложением о цене договора 1 523 888,45 рублей;

      12. между победителем Аукциона и ПАО «Ростелеком» 31.03.2020 заключен договор.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      1. Оператором не обеспечена конфиденциальность информации при проведении Аукциона и при направлении поданных ценовых предложений в адрес ПАО «Ростелеком» (далее – Заказчик) по результатам проведения Аукциона;

      2. На сайте Оператора во время проведения Аукциона неправомерно отображался шаг Аукциона, отличный от шага Аукциона, указанного в Извещении;

      3. Оператором неправомерно не проведен повторный Аукцион, ввиду отмены протокола рассмотрения первых частей заявок;

      4. Оператором неправомерно установлено время ожидания приема ценовых предложений, отличное от времени ожидания приема ценовых предложений, указанного в Извещении;

      5. Оператором неправомерно принимались одновременно ценовые предложения без учета НДС и с учетом НДС с последующим их отображением в личном кабинете участников закупки при участии в Аукционе, что ввело участников Аукциона в заблуждение.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

      1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Оператором не обеспечена конфиденциальность информации при проведении Аукциона и при направлении поданных ценовых предложений в адрес Заказчика по результатам проведения Аукциона.

Согласно части 8 статьи 3.3 Закона о закупках при направлении оператором электронной площадки заказчику электронных документов, полученных от участника конкурентной закупки в электронной форме, до подведения результатов конкурентной закупки в электронной форме оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об этом участнике, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора предоставил материалы и пояснил, что при подаче заявок каждому участнику в автоматическом режиме был присвоен порядковый номер заявки. При этом при проведении Аукциона отображались исключительно порядковые номера заявок и их ценовые предложения, в связи с чем после окончания Аукциона в адрес Заказчика были направлены порядковые номера заявок участников с их ценовыми предложениями без указания наименований или иных сведений об участниках закупки.

Вместе с тем, представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающие, что Оператором не обеспечена конфиденциальность информации.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, на сайте Оператора во время проведения Аукциона неправомерно отображался шаг Аукциона, отличный от шага Аукциона, указанного в Извещении.

        Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Документацией шаг Аукциона составляет с 0,5 до 5 % от начальной (максимальной) цены договора.

Из Жалобы Заявителя следует, что на сайте Оператора во время проведения Аукциона шаг Аукциона составлял с 13 545,62 рублей до 135 456,21 рублей.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что во время проведения Аукциона шаг Аукциона отображался в ценовом выражении, который указывает участникам Аукциона на какую сумму участники могут снизиться при подаче своих ценовых предложений. При этом в процентом выражении указанные ценовые пороги соответствуют от 0,5 до 5 % от начальной (максимальной) цены договора соответственно.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалоб.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Оператором неправомерно не проведен повторный Аукцион, ввиду отмены протокола рассмотрения первых частей заявок.

Пунктом 8.3.2 Положения о закупках установлено, что заказчик вправе до подведения итогов конкурентной закупки изменить дату рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов конкурентной закупки.

Согласно сведениям ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок от 27.02.2020 № 32008877277-1 отменен Заказчиком 06.03.2020. При этом Заказчиком 06.03.2020 опубликован новый протокол рассмотрения первых частей заявок от 06.03.2020 № 32008877277-1, согласно которому Заказчиком принято решение о назначении новых дат рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов в соответствии с пунктом 8.3.2 Положения о закупке, при этом результаты рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в закупке, не изменялись.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что, учитывая, что результаты рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в закупке, остались неизменными, у Оператора отсутствовали основания для повторного проведения процедуры Аукциона.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалоб.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Оператором неправомерно установлено время ожидания приема ценовых предложений, отличное от времени ожидания приема ценовых предложений, указанного в Извещении.

Согласно пункту 17 Документации при проведении аукциона устанавливается время приёма предложений участников о цене договора, составляющее 10 (десять) минут от начала проведения аукционного торга либо 10 (десять) минут после поступления последнего предложения о цене договора.

В соответствии с пунктом 15.16 Регламента в случае,если с момента начала подачи ценовых предложений в течение времени ожидания поступления ценовых предложений, составляющего по умолчанию 20 (двадцать) минут, не было подано ни одного ценового предложения, процедура подачи ценовых предложений автоматически завершается.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора указал, что согласно пункту 15.16 Регламента время приема ценовых предложений составляло 20 минут.

Вместе с тем, исходя из требований части 1 и части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, следовательно, положения, установленные Документацией, регламентируют, в том числе, порядок проведения Аукциона.

Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России установлено, что Оператором ненадлежащим образом установлено время приема ценовых предложений во время проведения Аукциона.

Таким образом, действия Оператора нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

      1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Оператором неправомерно принимались одновременно ценовые предложения без учета НДС и с учетом НДС с последующим их отображением в личном кабинете участников закупки при участии в Аукционе, что ввело участников Аукциона в заблуждение.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя предоставил графические изображения и пояснил, что при подаче ценовых предложений участникам закупки необходимо указать ценовое предложение с учетом НДС и без учета НДС.

Комиссия ФАС России, рассмотрев представленные материалы, установила, что при участии в Аукционе в личном кабинете Заявителя отображались одновременно поданные ценовые предложения других участников и с учетом НДС и без учета НДС, без установления единообразного и структурированного отображения поданных ценовых предложений, в том числе предложенного предыдущим участником размера снижения начальной (максимальной) цены договора, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать свое ценовое предложение.

Вместе с тем, представителем Оператора на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Оператором обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона.

Таким образом, вышеуказанные действия Оператора нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «СМЗ» (ИНН: 1001158514; ОГРН: 1041000040212) от 24.03.2020 № 46/1/20 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» (ИНН: 7707704692; ОГРН: 1097746299353)при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку опор деревянных для Новгорода и Пскова (извещение № 32008877277) обоснованной в части следующих доводов:

- Оператором неправомерно установлено время ожидания приема ценовых предложений, отличное от времени ожидания приема ценовых предложений, указанного в Извещении;

- Оператором неправомерно принимались одновременно ценовые предложения без учета НДС и с учетом НДС с последующим их отображением в личном кабинете участников закупки при участии в Аукционе, что ввело участников Аукциона в заблуждение.

  1. Признать в действиях АО «ЕЭТП» нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  2. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения в соответствии с принятым решением от 06.04.2020 № 223ФЗ-244/20 не выдавать, поскольку между Заказчиком и победителем 31.03.2020 заключен договор.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ПАО «Ростелеком»
ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767
АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕЕСЪЯРВСКИЙ МАЧТОПРОПИТОЧНЫЙ ЗАВОД"
ИНН 1001158514, ОГРН 1041000040212