Решение №28/72020/22 Решение 223ФЗ-305/22 от 29 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-305/22
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Экостайл» на действия
(бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
26.07.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
ООО «Экостайл»: <...>,
представители ООО «РТС-Тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Экостайл» от 15.07.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию
и текущему ремонту модульных туалетных комплексов на объектах дирекций пассажирских обустройств (извещение № 992/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное
на сайте https://www.rts-tender.ru, лоты №№ 1-12), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Экостайл» (далее – Заявитель)
от 15.07.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,
на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию
и текущему ремонту модульных туалетных комплексов на объектах дирекций пассажирских обустройств (извещение № 992/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное
на сайте https://www.rts-tender.ru, лоты №№ 1-12) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке,
в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные
в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (версия от 15.04.2022 № 35) (далее – Положение
о закупке).
1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 20.06.2022;
2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту
№ 1 – 304 224 061,86 руб., по лоту № 2 – 96 749 956,20 руб., по лоту
№ 3 – 29 338 315,20 руб., по лоту № 4 – 52 769 088 руб., по лоту
№ 5 – 91 495 228,32 руб., по лоту № 6 – 112 154 414,72 руб., по лоту
№ 7 – 342 240 891,48 руб., по лоту № 8 – 252 425 255,35 руб., по лоту
№ 9 – 125 384 847,40 руб., по лоту № 10 – 54 142 533,44 руб., по лоту
№ 11 – 142 358 835,24 руб., по лоту № 12 – 69 517 979,64 руб.;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.07.2022;
4. Дата рассмотрения первых частей заявок – 21.07.2022;
5. На участие в Конкурсе подано: по лоту № 1 – 2 заявки, по лоту
№ 2 – 4 заявки, по лоту № 3 – 2 заявки, по лоту № 4 – 2 заявки, по лоту
№ 5 – 3 заявки, по лоту № 6 – 4 заявки, по лоту № 7 – 4 заявки, по лоту
№ 8 – 3 заявки, по лоту № 9 – 3 заявки, по лоту № 10 – 1 заявка, по лоту
№ 11– 1 заявка, по лоту № 12 – 2 заявки;
6. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию
в Конкурсе допущены: по лоту № 1 – 1 заявка, по лоту
№ 2 – 4 заявки, по лоту № 3 – 2 заявки, по лоту № 4 – 2 заявки, по лоту
№ 5 – 2 заявки, по лоту № 6 – 3 заявки, по лоту № 7 – 3 заявки, по лоту
№ 8 – 3 заявки, по лоту № 9 – 3 заявки, по лоту № 10 – 1 заявка, по лоту
№ 11– 1 заявка, по лоту № 12 – 2 заявки;
7. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 04.08.2022;
8. Дата подведения итогов Конкурса – 08.08.2022.
В целях полного и всестороннего рассмотрения материалов Комиссией
ФАС России объявлен перерыв с 22.07.2022 по 26.07.2022.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Квалификация персонала» критерия «Квалификация участника»
(далее – Подкритерий).
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения
о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.
Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях
о закупках понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, согласно которому оценка заявок участников закупки осуществляется следующим образом:
«Оценивается путем деления количества наименований персонала, необходимого для оказания услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту модульных туалетных комплексов, указанного в сведениях
о квалифицированном персонале участника (документ, подготовленный
в соответствии с формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 кДокументации)*, представленного каждым (j-ым) участником и наличие которого подтверждено документами, указанными
в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, на количество наименований необходимого персонала, указанного в приложении № 1.4.1
к Документации, по соответствующему лоту, по формуле:
Пj
Aj = ───── * 20, где:
N
j=1...n, n – количество участников,
Aj – количество баллов j-ого участника;
Пj – количество наименований персонала, необходимого для оказания услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту модульных туалетных комплексов, указанного в сведениях о квалифицированном персонале участника (документ, подготовленный в соответствии с формой сведений
о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3
к Документации), представленного j-ым участником и наличие которого подтверждено документами, указанными в подпункте 2.2 пункта 2 приложения
№ 1.4 к Документации;
N – количество наименований персонала, указанное в приложении № 1.4.1
к Документации (необходимое количество персонала для оказания услуг
по комплексному обслуживанию и текущему ремонту модульных туалетных комплексов), а именно: по лоту № 1 – 5 наименований персонала; по лоту № 2 – 5 наименований персонала; по лоту № 3 – 5 наименований персонала; по лоту № 4 – 3 наименования персонала; по лоту № 5 – 5 наименований персонала; по лоту № 6 – 3 наименования персонала; по лоту № 7 – 5 наименований персонала; по лоту № 8 – 5 наименований персонала; по лоту № 9 – 3 наименования персонала; по лоту
№ 10 – 3 наименований персонала; по лоту № 11 – 5 наименований персонала;
по лоту № 12 – 3 наименования персонала.
При оценке учитываются только те наименования персонала, которые указаны участником в сведениях о персонале для оказания услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту модульных туалетных комплексов
(по форме сведений о наличии персонала, представленной в приложении № 1.3
к Документации) и подтвержденные документами, указанными в подпункте 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, количество персонала по которым соответствует или превышает количество персонала, указанное в приложении
№ 1.4.1 к Документации.
В случае отсутствия в составе заявки участников закупки заполненных
форм согласия на обработку персональных данных (приложение № 1.3
к Документации) и/или в случае не заполнения граф формы сведений
о квалифицированном персонале участника, сведения о данных специалистах
не будут учитываться при оценке по Подкритерию.
В случае непредставления документов, предусмотренных подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации, баллы не начисляются».
Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации оценка заявок участников закупки осуществляется, в том числе, на основании следующих документов, подтверждающих наличие у участника закупки
квалифицированного персонала:
– документ, подготовленный в соответствии с формой сведений
о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении
№ 1.3 к Документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизитов патентов) с приложением согласий на обработку персональных данных;
– копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров
с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
– копии патентов, выданные в соответствии с Федеральным законом
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента),
в случае предоставления участником персонала, являющегося
иностранными гражданами.
– действующие документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию квалифицированного персонала, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом
и/или свидетельство и/или удостоверение о повышении квалификации
и/или диплом о профессиональной переподготовке и/или иные документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию
(кроме уборщиков).
Для электромонтера по ремонту электрооборудования с группой допуска к работе не менее III по электробезопасности в электроустановках до 1000 В:
В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании органа Ростехнадзора, необходимо представить:
– действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности.
В случае выдачи специалистам удостоверений допуска
по электробезопасности на основании комиссии участника, необходимо представить:
– действующие удостоверения специалистов с группой допуска
по электробезопасности, а также документы, подтверждающие прохождение проверки знаний норм и правил работы в электроустановках;
– действующий приказ руководителя участника о назначении комиссии участника для проведения проверки знаний у электротехнического
и/или электротехнологического персонала участника, а также документы, подтверждающие наличие у членов комиссии группы по электробезопасности
и прохождения проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные комиссией органа Ростехнадзора.
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника при сопоставлении заявок по Подкритерию оценка осуществляется
в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
Приложением № 1.4.1 к Документации указаны наименования профессий, а также минимальное предельное количество работников по каждой профессии в отношении лотов №№ 1-12, необходимых для оказания услуг по предмету закупки.
Так, например, в силу приложения № 1.4.1 к Документации по лоту № 1 участник закупки должен подтвердить наличие следующего квалифицированного персонала по предмету закупки: уборщик – не менее 44 человека, слесарь-сантехник – не менее 3 человек, электромонтер – не менее
3 человек, инженер-электроник – не менее 3 человек, монтажник – не менее 3 человек.
Из Жалобы следует, что Заказчиком установлен порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, ограничивающий количество участников закупки, поскольку, по мнению Заявителя, для объективного расчета сведений по формуле, установленной в Документации, необходимо принимать к оценке не количество наименований персонала, а количество работников по каждому виду профессий.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что при предоставлении сведений в количестве 42 уборщиков
из установленных в Документации 44 (например, по лоту № 1), при оценке
и сопоставлении заявок на участие в закупке вышеуказанный персонал
не подлежит оценке при расчете баллов при Подкритерию.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию установлен Заказчиком с целью выявления участника, наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее оказание услуг по предмету закупки, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений с помощью установленной в Документации формулы.
При этом представитель Заказчика сообщил, что в случае
если участником закупки представлена информация о персонале в количестве,
не превышающем предельное минимальное значение, установленное
в Документации, то такое наименование профессии не подлежит учету при оценке и сопоставлении заявок участников по Подкритерию.
Вместе с тем, изучив порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки по Подкритерию, Комиссия ФАС России установила, что в случае,
если участником в составе заявки представлены сведения о специалистах
менее необходимого количества (например, уборщиков – 40 из 44), установленного в Документации, такие специалисты не будут приняты к учету при расчете баллов заявки такого участника, что свидетельствует об отсутствии объективности оценки заявок по указанному Подкритерию и ставит участников закупки в неравное положение при сопоставлении заявок таких участников,
а также не позволяет однозначным образом выявить лучшее предложение.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию, противоречат пункту 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4
Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Экостайл» (ИНН: 5258145352;
ОГРН: 1195275025087) от 15.07.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и текущему ремонту модульных туалетных комплексов на объектах дирекций пассажирских обустройств
(извещение № 992/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru, лоты №№ 1-12) обоснованной.
2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению
предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии
с принятым решением от 26.07.2022 № 223ФЗ-305/22.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля
размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
ФАС России материалы дела от 26.07.2022 № 223ФЗ-305/22 для рассмотрения
вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.