Решение №28/85569/22 Решение № 223ФЗ-361/22 от 14 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-361/22

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

09.09.2022 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 30.08.2022 № 387/П на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств и административных зданий МК МЖД (извещение
№ 1002/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 30.08.2022 № 387/П на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств и административных зданий МК МЖД (извещение № 1002/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным решением совета директоров <...> от 28 июня 2018 года (протокол № 26) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 30.06.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 115 978 529, 27 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.07.2022;

  4. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе – 25.07.2022;

  5. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе – 08.08.2022;

  6. На участие в Конкурсе подано 6 заявок;

  7. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию
    в Конкурсе допущены 5 заявок участников закупки;

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие
    в Конкурсе допущены 2 заявки участников закупки;

  9. Дата подведения итогов – 08.08.2022;

  10. По результатам проведения Конкурса победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки «5» (<...>)
    с предложением о цене договора в размере 91 236 000 рублей.

В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 07.09.2022 по 09.09.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Документации ввиду представления Заявителем в составе заявки для оценки по подкритерию
«Опыт участника» (далее – Подкритерий) критерия «Квалификация участника» информации, несоответствующей действительности.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются
в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Пунктом 3.9.4.1 Документации установлено, что участник Конкурса
не допускается к участию в Конкурсе в случае непредставления определенных Документацией документов и/или предоставления информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется,
не соответствующей действительности.

При этом в соответствии с пунктом 3.9.5 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения Конкурса.

В соответствии с пунктом 3.9.11 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в конкурсных заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации,
в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.

Согласно приложению № 1 к протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников закупки от 29.08.2022 № 1002/ОКЭ-ЦДПО/22/2
(далее – Протокол) на основании пункта 3.9.4.1 и 3.9.5 Документации Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, поскольку
в заявке Заявителя представлена информация об участнике закупки, несоответствующая действительности, а именно представлены недостоверные сведения о наличии у участника опыта оказания услуг.

Подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки по Подкритерию, согласно которому: «Оценивается путем деления стоимости фактически оказанных каждым (j-ым) участником услуг по уборке
на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

Цj∑опыт

Бj = ────── *20, где:

Цнач.макс

Б j – количество баллов j-го участника;

ЦjΣопыт – стоимость фактически оказанных j-ым участником услуг
по уборке (без учета НДС);

Ц нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

20 – максимально возможное количество баллов.

В случае, если стоимость оказания услуг по уборке равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 20 баллов».

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации
в подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:

документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об оказании услуг, представленной в приложении № 1.3 Документации о наличии опыта оказания услуг;

акты об оказании услуг;

договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров
со всеми приложениями);

копии документов, подтверждающих оплату по договору
(выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств
по договору, указанному участником в
форме сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Документации, с отметкой обслуживающего банка об исполнении;

копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами,
не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

В соответствии с приложением 1.3 к Документации «Форма сведений
об опыте оказания услуг» (далее – Форма) участнику закупки необходимо заполнить соответствующие графы, в том числе «Наличие жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору» и «Сведения об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб претензий, исковых заявлений».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил
материалы и пояснил, что Заказчиком принято неправомерное решение
об отклонении заявки Заявителя, ввиду наличия недостоверных сведений
о наличии у участника опыта оказания услуг, поскольку Заказчиком в составе заявки представлены сведения в отношении 11 договоров, актов оказанных услуг, а также платежных поручений об оплате, подтверждающих опыт оказанных услуг
по предмету закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что для расчета баллов по Подкритерию Заявителем в Форме, приложенной в составе заявки, указан договор от 01.06.2021 № 90/ОКЭ-ЦДПО/21/1/1 (далее – Договор), при этом Заявителем в отношении Договора не указаны сведения
о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи
с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору, а также сведения об обоснованности и удовлетворении Заявителем требований контрагента
по итогам рассмотрения жалоб претензий, исковых заявлений.

При этом в силу пункта 3.9.11 Документации Заказчиком
с целью проверки достоверности сведений, представленных Заявителем
в составе заявки, осуществлена проверка, по результатам которой установлено,
что претензии, направленные в адрес Заявителя, признаны обоснованными,
что подтверждается письмами от 04.08.2021 № исх-2505/ВсбДПО, от 14.01.2022
№ исх-80/ВсбДПО, от 10.03.2022 № 766/ВсбДПО, от 16.03.2022 № 838/ВсбДПО,
от 15.11.2021 № 3907/ВсбДПО, от 09.02.2022 № 368/ВсбДПО. При этом претензионные требования по Договору Заявителем удовлетворены,

о чем свидетельствуют платежные поручения от 10.02.2022 № 165, от 11.02.2022
№ 187, от 10.03.2022 № 307, от 15.03.2022 № 335, от 18.03.2022 № 358, от 16.03.2022 № 348, от 09.09.2021 № 44151, направленными Заявителем в адрес Заказчика.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что согласно пункту 3.9.28 части 3 Документации в случае если информация, необходимая для оценки заявки
не представлена участником, но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявке по соответствующему критерию оценивается в 0 баллов.

В соответствии с пунктом 3.9.29 части 3 Документации если документы,
необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям конкурсной документации оценка заявки по соответствующим критериям осуществляется
без учета информации, указанной в таких документах.

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей
Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что при несоответствии документов, представленных участником для целей оценки, такая оценка осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, следовательно, заявка Заявителя не может быть отклонена по вышеуказанному основанию, в связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу
о неправомерности принятого Заказчиком в отношении заявки Заявителя решения
об отклонении заявки на участие в закупке.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> от 30.08.2022 № 387/П на действия (бездействие)
заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств и административных зданий МК МЖД (извещение № 1002/ОКЭ-ЦДПО/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

2. Признать <...> нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального
закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц».

3. Выдать <...>, <...> обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 09.09.2022 № 223ФЗ-361/22.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного
заказа ФАС России материалы дела от 09.09.2022 № 223ФЗ-361/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны