Решение №28/88210/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-548/21 от 18 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение ФАС России от 01.07.2021 N 223ФЗ-342/21Нарушение: ч. 6 ст. 3, п. 3 ч. 13 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-548/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СпецГазСтрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

13.10.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ООО «СпецГазСтрой»: <...>,

ООО «Ачим Девелопмент»: <...>,

представители ООО «ЭТП ГПБ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конфренц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «СпецГазСтрой» 04.10.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
ООО «Ачим Девелопмент» при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на строительство объектов «Куст газоконденсатных скважин №4А23» (вторая очередь), «Куст газоконденсатных скважин №4А15» (вторая очередь) и выполнение работ по монтажу блоков непрерывного дозирования реагентов и монтажу трубопроводов обвязки на КГС №№ 4А07, 4А11, 4А17, 4А18, 5А10, 5А15, 5А16, 5А11, 5А17, 5А23 (извещение
№ 32110373180), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ОООО «СпецГазСтрой»
(далее – Заявитель) 04.10.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
ООО «Ачим Девелопмент» (далее – Заказчик) при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на строительство объектов «Куст газоконденсатных скважин №4А23» (вторая очередь), «Куст газоконденсатных скважин №4А15» (вторая очередь) и выполнение работ по монтажу блоков непрерывного дозирования реагентов и монтажу трубопроводов обвязки на КГС №№ 4А07, 4А11, 4А17, 4А18, 5А10, 5А15, 5А16, 5А11, 5А17, 5А23 (извещение № 32110373180) (далее соответственно – Конкурентный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг для нужд Заказчика
, утвержденного решением общего собрания участников ООО «Ачим Девелопмент» от 08.11.2019 протокол № 5/2019 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурентного отбора, закупочной документацией (далее – Извещение, Документация):

  1. Извещение о проведении Конкурентного отбора размещено
    в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru

    (далее ЕИС) 10.06.2021;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 1 626 814 500 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок 22.07.2021;

  4. На участие в закупке подано 15 заявок;

  5. Дата рассмотрения заявок – 23.09.2021;

  6. К участию в закупке допущено: 12 заявок;

  7. Дата подведения итогов – 23.09.2021;

  8. По результатам проведения Конкурентного отбора победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером 1
    (ООО «Ямалстройинвест») с предложением о цене договора в размере
    1 382 746 123,20 рубля.

В ходе рассмотрения Жалобы 11.10.2021 Комиссией ФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Заявителя объявлен перерыв, заседание продолжилось 13.10.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в
порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурентного отбора Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  1. Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

  2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 17.5 Документации Заказчик в процессе рассмотрения заявок на участие в закупке вправе отклонить заявку в случаях, предусмотренных разделом 1 приложения 1 «Методика анализа и оценки заявок на участие в Конкурентном отборе» к Документации (далее – Методика).

Пунктом 4.3 Методики установлено, что заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае, если участником закупки указана стоимость работ, ниже на 15% от средней стоимости работ. При этом средняя стоимость работ определяется как сумма заявок предложений конкурентов разделенная на количество заявок конкурентов.

Согласно протоколу от 23.09.2021 № 217/1/0107 (далее – Протокол)
на основании пункта 17.5 Документации и пункта 4.3
Методики принято решение об отклонении заявки Заявителя в связи со снижением участника закупки более чем на 15 % от средней цены конкурентов (цена заявки на 38 % ниже относительно средней цены остальных участников закупки).

Вместе с тем, изучив представленные материалы, а также положения Документации, Комиссия ФАС России установила что, в соответствии
с положениями Закона о закупках договор по итогам закупочной процедуры заключается на условиях заявки участника закупки и требований Документации.

При этом Законом о закупках не установлены запреты либо ограничения
в части возможного снижения цены договора, предложенной участником закупки, в том числе при подаче ценового предложения, сниженного более чем на 15 % от средней цены конкурентов, чтобы сформировать свое ценовое предложение с учетом вышеуказанного положения Документации.

Кроме того, на момент подачи заявок участники закупки не располагают сведениями о поданных ценовых предложениях других участников закупочной процедуры, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным определить среднее снижение цены конкурентов, чтобы сформировать ценовое предложение с учетом вышеуказанного положения Документации.

Также Комиссия ФАС России отмечает, что в силу пункта 3 части 1
статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные положения Документации не направлены на стимулирование участников закупки к предоставлению максимального снижения ценового предложения, что противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Таким образом, действия Заказчиком установившего вышеуказанные требования, и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя по указанному основанию, нарушают часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено,
что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 13, пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), а также протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должны содержать в том числе результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 17.1 Документации.

Кроме того, в силу пункта 17.2 Документации анализ, рассмотрение
и оценка заявок на участие в закупке проводится в соответствии с Методикой.

Разделом 2 «Оценка и сопоставление заявок участников конкурентного отбора» Методики установлено следующее:

«Рейтинг заявки на участие в конкурентном отборе представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).

Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.

Для данного конкурентного отбора максимальный уровень оценки устанавливается в баллах равных 100 или в процентах – равных 100%.

Сравнительная оценка конкурсных заявок участников закупки проводится
по следующим критериям:

  1. «Нестоимостной» (коэффициент значимости критерия – 50 %) (далее – Критерий № 1);

  2. «Стоимостной» (коэффициент значимости критерия – 50 %)».

При этом согласно положениям Методики Критерий № 1 включает в себя 12 подкритериев.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что Протокол
не содержит информации о присвоенных Заказчиком значениях по каждому
из предусмотренных Документацией критериев оценки заявок на участие
в закупке.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, противоречат пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации
об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «СпецГазСтрой» (ИНН: 7743503864;
    ОГРН 1037739818357) 04.10.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика
    ООО «Ачим Девелопмент» (ИНН: 8904075533; ОГРН: 1148904001971)

    при проведении конкурентного отбора на право заключения договора
    на строительство объектов «Куст газоконденсатных скважин №4А23» (вторая очередь), «Куст газоконденсатных скважин №4А15» (вторая очередь)
    и выполнение работ по монтажу блоков непрерывного дозирования реагентов
    и монтажу трубопроводов обвязки на КГС №№ 4А07, 4А11, 4А17, 4А18, 5А10, 5А15, 5А16, 5А11, 5А17, 5А23 (извещение № 32110373180) обоснованной.

  2. Признать ООО «Ачим Девелопмент» нарушившим часть 1
    статьи 2, пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3, пункт 6 части 14 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
    от 13.10.2021 № 223ФЗ-548/21.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 13.10.2021 № 223ФЗ-548/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

ООО «СпецГазСтрой»
ИНН 7743503864, ОГРН 1037739818357
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО «Ачим Девелопмент»
ИНН 8904075533, ОГРН 1148904001971