Решение №28/111905/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-492/22 от 12 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
-
ОАО «РЖД»
Новая Басманная ул., д. 2,
Москва, 107174
ООО «РТС-тендер»
Тараса Шевченко наб.,
д. 23А, помещ. 1,
Москва, 121151
ООО «ЧОО «Пересвет»
353500, Краснодарский край, Темрюкский р-н, г. Темрюк, Ленина ул., д. 46, к. 2, офис 7
РЕШЕНИЕ
№
223ФЗ-492/22
по
результатам рассмотрения жалобы ООО
«ЧОО «Пересвет»
на
действия (бездействие) заказчика при
закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 №
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц»
07.12.2022 Москва
Комиссия
Федеральной антимонопольной службы по
контролю в сфере
закупок (далее –
Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – заместителя начальника управления-начальника правового отдела № 3 Управления контроля размещения государственного заказа Адигюзелова К.А.,
членов Комиссии ФАС России:
начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц № 2 Управления контроля размещения государственного заказа Дементьевой Г.С.,
ведущего консультанта отдела методологии Управления контроля размещения государственного заказа Старых А.И.,
при участии представителей:
ОАО
«РЖД»: Голубушиной
М.С.
(доверенность от 25.08.2020
№
ЦДЗС-58/Д),
ООО
«ЧОО «Пересвет»: Ефимова К.В. (доверенность
от 10.01.2022
№ ДР-14-23/2022), Грищенко М.А.
(доверенность от 10.01.2022 № 223/2022),
представители ООО «РТС-Тендер» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ООО «ЧОО «Пересвет» от
21.11.2022 № 147, направленную
письмом
Московского
УФАС России от 22.11.2022 № НП/59264/22, на
действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД» при проведении открытого
конкурса
в электронной форме среди
субъектов малого и среднего
предпринимательства на право заключения
договора на оказание услуг по осуществлению
мер, направленных на сохранность
материального имущества, находящегося
на
территориях и внутренних помещениях
Забайкальской дирекции (извещение №
1472/ОКЭ-ЦМ/22, размещенное на сайте
https://223.rts-tender.ru),
в соответствии со
статьей 18.1 Федерального закона от
26.07.2006 №
135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее
– Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В
ФАС России поступила жалоба ООО
«ЧОО «Пересвет»
(далее
– Заявитель) от
21.11.2022 № 147, направленная
письмом
Московского
УФАС России от 22.11.2022 № НП/59264/22, на
действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД» (далее
– Заказчик)
при проведении открытого
конкурса
в электронной форме среди
субъектов малого и среднего
предпринимательства на право заключения
договора на оказание услуг по осуществлению
мер, направленных на сохранность
материального имущества, находящегося
на
территориях и внутренних помещениях
Забайкальской дирекции (извещение №
1472/ОКЭ-ЦМ/22, размещенное на сайте
https://223.rts-tender.ru)
(далее
– Конкурс, Жалоба).
Федеральный
закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ,
услуг отдельными
видами юридических лиц» (далее – Закон
о закупках)
устанавливает общие
принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные
требования к закупке
товаров, работ, услуг юридическими
лицами, указанными
в части 2 статьи
1 Закона о закупках.
В
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи
18.1 Закона о защите
конкуренции
антимонопольный орган рассматривает
жалобы на действия
(бездействие)
юридического лица, организатора торгов,
оператора электронной
площадки,
конкурсной комиссии или аукционной
комиссии при организации
и проведении
торгов, заключении договоров по
результатам торгов либо
в случае,
если торги, проведение которых является
обязательным
в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
признаны несостоявшимися, а
также при организации и проведении
закупок
в соответствии с Законом о
закупках.
Согласно
части 1 статьи 2 Закона о закупках при
закупке товаров, работ,
услуг заказчики
руководствуются Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом о закупках,
другими
федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми
в соответствии с ними
и утвержденными
с учетом положений части 3 статьи 2 Закона
о закупках правовыми актами,
регламентирующими правила закупки.
В
соответствии с извещением о проведении
Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной
документацией (далее – Документация),
протоколами, составленными при определении
поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение размещено на сайте Оператора – 28.09.2022;
Начальная (максимальная) цена договора – 148 582 142,21 руб.;
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 14.10.2022;
На участие в Конкурсе подано 3 заявки;
Дата рассмотрения первых частей заявок участников закупки – 19.10.2022;
По
результатам рассмотрения первых частей
заявок к участию
в Конкурсе
допущено
3 заявки от участников закупки.
Дата рассмотрения вторых частей заявок участников закупки – 15.11.2022;
По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Документации признана 1 заявка участника закупки, в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся.
Дата подведения итогов Конкурса – 15.11.2022;
Победителем Конкурса признан участник № 2 с минимальным предложением о цене договора в размере 122 400 000 руб. без учета НДС.
Согласно
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции,
если при рассмотрении
жалобы комиссии антимонопольного органа
необходимо получение дополнительной
информации, срок принятия решения может
быть продлен однократно на срок,
установленный частью 14 статьи 18.1
Закона
о защите конкуренции.
В
ходе заседания 28.11.2022
Комиссией ФАС России на основании
части
14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
срок рассмотрения продлен
до
07.12.2022.
Частью
10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен
ряд случаев,
позволяющих участникам
закупок обжаловать в антимонопольный
орган
в порядке, установленном статьей
18.1 Закона о защите конкуренции,
действия (бездействие) заказчика при
закупках товаров, работ, услуг, в том
числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о
закупках
и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки,
содержащегося
в утвержденном и
размещенном в единой информационной
системе положении
о закупке такого
заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:
1.
Принявшего неправомерное
решение об
отказе Заявителю
в допуске
к
участию в Конкурсе в
связи с предоставлением недостоверной
информации
о сотрудниках, направленной
Заявителем в составе заявки с
целью присвоения баллов по соответствующему
критерию оценки;
2. Принявшего неправомерное решение об определении победителя закупки и заключении договора с ним.
Представитель
Заказчика с доводами
Жалобы не согласился и сообщил,
что
при проведении Конкурса Заказчик
действовал в соответствии
с требованиями
законодательства Российской Федерации,
Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи
3 Закона о закупках
при закупке
товаров, работ, услуг заказчики
руководствуются установленными
в
Законе о закупках принципами, в том
числе принципом равноправия, справедливости,
отсутствия дискриминации и необоснованных
ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе в связи с предоставлением недостоверной информации о сотрудниках, направленной Заявителем в составе заявки с целью присвоения баллов по соответствующему критерию оценки.
В
силу части 6 статьи 3 Закона о закупках
не допускается предъявлять
к участникам
закупки, к закупаемым товарам, работам,
услугам, а также
к условиям исполнения
договора требования и осуществлять
оценку
и сопоставление заявок на
участие в закупке по критериям и в
порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые
к
участникам закупки, к закупаемым товарам,
работам, услугам, а также
к условиям
исполнения договора, критерии и порядок
оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке, установленные заказчиком,
применяются в равной степени ко всем
участникам закупки, к предлагаемым ими
товарам, работам, услугам, к условиям
исполнения договора.
Частью
16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено,
что под конкурсом
понимается форма
торгов, при которой победителем конкурса
признается участник конкурентной
закупки, заявка на участие в конкурентной
закупке, окончательное предложение
которого соответствует требованиям,
установленным документацией о конкурентной
закупке, и заявка, окончательное
предложение которого по результатам
сопоставления заявок, окончательных
предложений на основании указанных в
документации о такой закупке критериев
оценки содержит лучшие условия исполнения
договора.
Пунктами
13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
установлено,
что в документации о
конкурентной закупке должны быть указаны
критерии оценки и сопоставления заявок
на участие в такой закупке, а также
порядок оценки и сопоставления заявок
на участие в такой закупке.
В
приложении
№ 1.4 к Документации установлен следующий
порядок оценки заявок участников закупки
по подкритерию
№
2.3
«Наличие
служебного автотранспорта»
критерия №
2 «Квалификация
участника»
(далее – Подкритерий):
«При оценке по Подкритерию учитывается количество служебного автотранспорта, указанное в сведениях о наличии производственных мощностей, ресурсов (форма сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов приложения № 1.3 к Документации) и подтвержденное документами, указанными в пункте 3 приложения № 1.4 к Документации.
Оценивается
путем деления количества производственных
мощностей, задействованных в оказании
услуг, имеющихся у каждого (j–ого)
участника,
на максимальное количество
производственных мощностей,
задействованных
в оказании услуг,
из всех предложенных участниками, по
формуле:
где:
Бj – количество баллов j-го участника;
Пj.
– количество производственных мощностей,
задействованных
в оказании услуг,
имеющихся у j –ого участника;
П max– максимальное количество производственных мощностей, задействованных в оказании услуг, из всех имеющихся у участников;
N – максимально возможное количество баллов».
При
этом согласно
пункту
3
приложения № 1.4 к Документации
в
подтверждение наличия служебного
автотранспорта участник в составе
заявки представляет:
– документ, подготовленный в соответствии с формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении № 1.3 Документации;
– документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);
В случае если автотранспорт находится в собственности: двухсторонние копии свидетельств о регистрации автотранспортных средств, подтверждающие прохождение регистрации автомобиля, постановку его на учет, и имеющие записи о государственном регистрационном номере (знаке) транспортного средства.
В случае аренды (лизинга) автотранспортных средств:
– копии действующих договоров аренды (лизинга) автотранспортных средств;
– двухсторонние
копии свидетельств о регистрации
автотранспортных средств, подтверждающие
прохождение регистрации автомобиля,
постановку
его на учет, и имеющие
записи о государственном регистрационном
номере (знаке) транспортного средства.
В случае наличия договоров на оказание автотранспортных услуг: копии действующих договоров на оказание автотранспортных услуг.
В соответствии с пунктом 3.9.5 части 3 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
Пунктом 3.9.4.1 части 3 Документации установлено, что участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов и/или предоставления информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
В
силу положений пункта
3.9.30
части 3 Документации если документы,
необходимые для осуществления оценки,
не соответствуют требованиям конкурсной
документации оценка заявки по
соответствующим критериям осуществляется
без учета информации, указанной в таких
документах,
за
исключением случаев, если такая информация
является недостоверной.
Согласно
протоколу рассмотрения и оценки вторых
частей заявок
участников Конкурса от 15.11.2022
№ 1472/ОКЭ-ЦМ/22 (далее
– Протокол)
Заказчиком на основании пунктов 3.9.4.1,
3.9.5 Документации
принято решение
об отказе Заявителю
(участник
№
3)
в допуске к участию в Конкурсе в связи
с
представлением в
составе заявки документов,
содержащих недостоверную информацию
в
отношении транспортных средств.
На
заседании Комиссии ФАС России представители
Заявителя сообщили, что Заказчиком
принято неправомерное решение об отказе
Заявителю в допуске
к участию в
Конкурсе на этапе рассмотрения и оценки
заявок участников закупки, поскольку
информация об автотранспорте представлена
Заявителем с целью присвоения баллов
заявке участника закупки по установленным
в Документации
критериям и не является условием допуска
участника закупки к участию
в Конкурсе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что на основании пункта 3.9.10 части 3 Документации заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.
В соответствии со статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
При этом право сдачи имущества в аренду в силу статьи 608 ГК РФ принадлежит его собственнику.
Дополнительно
представитель Заказчика на заседании
Комиссии ФАС России сообщил, что
в
ходе проверки достоверности сведений,
представленных Заявителем в составе
заявки,
Заказником
установлено,
что
в подтверждение наличия служебного
автотранспорта представлены в том числе
договоры
аренды в отношении двух
транспортных средств, заключенные
от имени лиц,
не
являющихся собственниками указанного
в договорах автотранспорта.
Так,
например, в отношении автомобиля «Lada
Vesta»
с
регистрационным номером Н099РН799 (VIN:
XTAGFLA10KY340352)
представлен договор аренды от 15.07.2022, в
котором в качестве собственника
автотранспорта
указано юридическое лицо, вместе с тем
согласно сведениям
официального
сайта
Госавтоинспекции ГИБДД
(http://gibdd.ru)
и
сайта Российского Союза Aвтостраховщиков
(autoin.ru)
с
03.03.2022 по настоящее время собственником
транспортного средства является
физическое лицо.
В
отношении автомобиля «Toyota
Camry»
с регистрационным номером Н372ХХ123
(VIN:
XW7BFYHK20S145534)
представлен договор аренды
от
10.07.2022, в котором в качестве собственника
автотранспорта
указано юридическое лицо, вместе с тем
согласно сведениям официального сайта
Госавтоинспекции
ГИБДД
(http://gibdd.ru)
и
сайта Российского Союза Aвтостраховщиков
(autoin.ru)
с 14.07.2021 по настоящее время собственником
транспортного средства является
физическое лицо.
Учитывая
вышеизложенное, а
также факт наличия в составе заявки
Заявителя недостоверных сведений, что
также подтверждается информацией,
размещенной на официальных сайтах
государственных
органов и организаций, Заказчиком
принято
решение об отказе Заявителю
в допуске к участию
в Конкурсе.
Кроме того, представители Заявители на заседании Комиссии ФАС России подтвердили факт наличия в составе заявки недостоверных сведений в отношении представленного автотранспорта.
Вместе
с тем представители
Заявителя на заседании Комиссии ФАС
России не представили
доказательств, однозначно свидетельствующих
о
неправомерности действий
Заказчика, в связи с чем
довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об определении победителя закупки и заключении договора с ним.
В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой.
На
основании подпункта
4 пункта 3.14.1
части 3 Документации конкурс
признается несостоявшимся в связи с
тем, что по результатам проведения
конкурса
отклонены все заявки, за исключением
одной заявки, поданной
на участие в
конкурсе.
Пунктом 3.14.3 части 3 Документации установлено, что в случае если закупка (в том числе в части отдельных лотов) признана несостоявшейся, заказчик вправе объявить новую закупку (в том числе в части отдельных лотов) или осуществить ее другим способом.
Согласно Протоколу Заказчиком принято решение признать Конкурс несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе допущена единственная заявка участника закупки – участника № 2, признанная соответствующей требованиям Документации.
На
заседании Комиссии ФАС России представители
Заявителя
сообщили,
что
Заказчиком в нарушение подпункта
4 пункта 3.14.1
и
пункта 3.14.3
части 3 Документации неправомерно
принято решение
об определении
победителя и заключении договора с ним
по результатам признания закупки
несостоявшейся.
Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
На
основании изложенного, учитывая, что
иное не установлено, согласно части 15
статьи 3.2 Закона о закупках, с участником
закупки, заявка которого признана
соответствующей по результатам проведения
конкурентной закупки,
в том числе
признанной несостоявшейся, заключается
договор в сроки, предусмотренные
указанной частью.
Вместе
с тем представители
Заявителя на заседании Комиссии ФАС
России не представили
доказательств, однозначно свидетельствующих
о
неправомерности действий
Заказчика, в связи с чем
довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать
жалобу ООО
«ЧОО «Пересвет»
(ИНН:
2352055171;
ОГРН:
1182375096375)
от
21.11.2022 № 147, направленную
письмом
Московского
УФАС России от 22.11.2022 № НП/59264/22, на
действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД» (ИНН: 7708503727;
ОГРН: 1037739877295) при
проведении открытого
конкурса
в электронной форме среди
субъектов малого и среднего
предпринимательства на право заключения
договора на оказание услуг по осуществлению
мер, направленных на сохранность
материального имущества, находящегося
на
территориях и внутренних помещениях
Забайкальской дирекции (извещение №
1472/ОКЭ-ЦМ/22, размещенное на сайте
https://223.rts-tender.ru) необоснованной.
Решение
может быть обжаловано в арбитражный
суд в течение трех
месяцев со дня его
вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии ФАС России: Г.С. Дементьева
А.И. Старых
Исп.Бабоян К.М.
тел.8(499) 755-23-23 вн.088-509
2022-165055