Решение №28/63515/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-301/23 от 8 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-301/23
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Кьютек» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
03.08.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>,
при участии представителей:
АО «Россети Центр Закупок»: <...>, <...>,
представители ПАО «Россети», ООО «РТС-тендер», ООО «Кьютек»
на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Кьютек» от 25.07.2023 № 234 на действия (бездействие) заказчика
ПАО «Россети», организатора АО «Россети Центр Закупок» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО и разработку РД по инвестиционным проектам: «Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)», «Реконструкция ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция
систем обеспечения безопасности)» (извещение № 32312583580),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Кьютек» (далее – Заявитель)
от 25.07.2023 № 234 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (далее – Заказчик), организатора АО «Россети Центр Закупок»
(далее – Организатор) при проведении конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО
и разработку РД по инвестиционным проектам: «Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)», «Реконструкция ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция систем обеспечения безопасности)» (извещение № 32312583580) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон
о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг
и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом
о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона
о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика, Организатора регламентируется единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604)
(далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки в единой информационной системе,
на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом
о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений
в договор в единой информационной системе размещается информация
об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке
у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае,
если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):
-
Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 14.07.2023;
-
Начальная (максимальная) цена договора – 320 314 720 руб.
(далее – НМЦД); -
Дата окончания срока подачи заявок – 31.07.2023;
-
Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 14.08.2023;
-
Дата подведения итогов – 21.08.2023;
В ходе заседания 01.08.2023 Комиссией ФАС России с целью всестороннего изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 03.08.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки.
Представители Организатора с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1
Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств
на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно:
в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут
за собой необоснованное ограничение количества участников закупки,
за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3
Закона о закупках.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги,
к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпункту 3 части 2 Документации предметом закупки является выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО и разработку
РД по инвестиционным проектам: «Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)», «Реконструкция
ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция систем обеспечения безопасности)».
В соответствии с пунктом 4 части 2 Документации выполнение работ
по предмету закупки осуществляется по следующим адресам:
ПС 220 кВ Снежная – Тюменская обл., Уватский р-н, пос. Муген;
ПС 500 кВ Витязь – Тюменская обл., Ишимский р-н, 294-й км автодороги Тюмень-Ишим-Омск.
Из Жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки, поскольку Заказчиком неправомерно объединено в один предмет выполнение работ на объектах, находящихся на значительном удалении друг от друга, а именно на расстоянии 630 км, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Представители Организатора на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что электросетевые объекты ПС 220 кВ Снежная и ПС 500 кВ Витязь входят в комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, образующих в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 41
«О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Изучив представленные материалы, а также положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, Комиссия ФАС России отмечает, что при формировании предмета закупки заказчики в закупочной документации устанавливают требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Однако, при установлении вышеуказанных требований заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить
к ограничению числа участников закупок.
Комиссией ФАС России установлено, что согласно Извещению, Документации Заказчиком в один лот закупки объединено выполнение работ
на объектах, находящихся на значительном удалении друг от друга (расстояние между ПС 220 кВ Снежная и ПС 500 кВ Витязь составляет
630 км).
Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что объединение выполнения работ на территории нескольких административно-территориальных образований в один лот исключает возможность участия
в торгах организаций, заинтересованных в выполнении работ по договору только на территории одного административно-территориального образования, а также ограничивает доступ к участию в закупке в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый объект привлекает к участию в закупочной процедуре специфический круг исполнителей.
Также Комиссией ФАС России установлено, что в отношении каждого объекта Заказчиком в составе Документации размещены две проектные документации, определяющие объем, содержание и иные характеристики выполняемых работ по предмету закупки.
Учитывая вышеизложенное, объединение в один лот работ
в отношении различных объектов, обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенном объекте или
на определенной территории административно-территориального образования.
Кроме того, в соответствии с условиями Документации работы
по предмету закупки необходимо выполнить в один временной период,
что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников.
При этом на заседании Комиссии ФАС России представители Организатора не представили доказательств, свидетельствующих о наличии технической и функциональной взаимосвязи между двумя электросетевыми объектами ПС 220 кВ Снежная и ПС 500 кВ Витязь, выполнение работ
на которых объединено в один предмет закупки.
Таким образом, формирование Заказчиком предмета закупки путем объединения в один лот работ в отношении двух различных объектов,
не связанных между собой, приводит к увеличению объема выполняемых работ, НМЦД, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора и влечет ограничение количества участников Конкурса.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о том, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот
по предмету закупки, нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Кьютек» (ИНН: 9721115759;
ОГРН: 1217700024398) от 14.11.2022 № 175/22 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (ИНН: 4716016979; ОГРН: 1024701893336), организатора АО «Россети Центр Закупок» (ИНН: 7723185941;
ОГРН: 1027700035285) при проведении конкурса в электронной форме
на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО
и разработку РД по инвестиционным проектам: «Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)», «Реконструкция ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция систем обеспечения безопасности)» (извещение № 32312583580) обоснованной. -
Признать ПАО «Россети», АО «Россети Центр Закупок» нарушившим пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать ПАО «Россети», АО «Россети Центр Закупок»,
ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 03.08.2023 по делу № 223ФЗ-301/23. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 03.08.2023 по делу № 223ФЗ-301/23 для рассмотрения вопроса
о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>
Члены Комиссии ФАС России: <...>
<...>