Решение №28/31123/24 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-108/24 от 11 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-108/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Интертулмаш»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

08.04.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

филиала ПАО «Ил» – ВАСО: <...> (доверенность от 08.08.2023
№ 16-23/077); <...> (доверенность от 12.02.2024 № 16-24/08),

ПАО «ОАК»: <...> (доверенность от 19.01.2023 № 53),

ООО «Интертулмаш»: <...> (доверенность от 09.12.2022
№ 77АД2477503); <...> (доверенность от 25.12.2023 б/н),

представители ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Интертулмаш» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
филиала ПАО «Ил» – ВАСО, организатора ПАО «ОАК» при проведении одноэтапного закрытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку пятикоординатного обрабатывающего центра с выполнением работ по монтажу, пуско-наладке, вводу в эксплуатацию и инструктажу персонала покупателя по вопросам эксплуатации и технического обслуживания оборудования
(извещение № 32312808819), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Интертулмаш» (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика филиала ПАО «Ил» – ВАСО
(далее – Заказчик), организатора ПАО «ОАК» (далее – Организатор) при проведении одноэтапного закрытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку пятикоординатного обрабатывающего центра с выполнением работ по монтажу, пуско-наладке, вводу в эксплуатацию и инструктажу персонала покупателя по вопросам эксплуатации и технического обслуживания оборудования
(извещение № 32312808819)
(далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам
торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа
рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора
торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии,
уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию
сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного
органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии)
организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной
комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей
эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение
с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено,
что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия
антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной
или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо
в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений
принимает решение о необходимости выдачи предписания.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется единым положением
Государственной корпорации «Ростех», утвержденным решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 2)
(в редакции с изменениями, утвержденными решением
Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 31.05.2023 (протокол № 5))
(далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.09.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 9 596 300 евро;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 16.10.2023;

  4. На участие в Конкурсе подано 2 заявки участников закупки;

  5. По результатам рассмотрения заявок соответствующими условиям Документации признаны 2 заявки участников закупки;

  6. Дата подведения итогов – 31.01.2024.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 01.04.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 08.04.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Организатора, неправомерно не исполнивших предписание
ФАС России
от 21.02.2024 № 223ФЗ-50/24 (далее – Предписание).

Представители Заказчика, Организатора с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали
в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Подпунктом 20.2.3 пункта 20.2 Положения о закупках установлено, что в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, закупочной комиссии, оператора электронной площадки договор заключается не позднее 5 (пяти) дней с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, закупочной комиссии, оператора электронной площадки.

В соответствии с подпунктом 4.22.5 пункта 4.22 Документации в случае
если при проведении процедуры закупки на положения извещения, документации
о закупке или на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, закупочной комиссии была подана жалоба в порядке, установленном в подразделе 3.7 Документации, или в административном порядке, предусмотренном законодательством, срок заключения договора продляется на срок рассмотрения жалобы.

Комиссией ФАС России установлено, что 12.02.2024 в ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика, Организатора при проведении Конкурса (далее – Жалоба 2).

По итогам рассмотрения Жалобы № 2 Комиссией ФАС России принято решение от 21.02.2024 по делу223ФЗ-50/24 (далее – Решение), согласно которому
в действиях Заказчика, Организатора выявлено нарушение части 5 статьи 3.2
Закона о закупках, выразившееся в неправомерной отмене Конкурса после окончания срока подачи заявок.

Также в соответствии с Решением Заказчику, Организатору выдано обязательное для исполнения Предписание, направленное на устранение выявленного нарушения
в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке, а также принятым Комиссией ФАС России Решением.

В соответствии с Предписанием Заказчику, Организатору, Оператору необходимо в срок до 11.03.2024 осуществить следующее:

  1. отменить Извещение об отмене закупки от 05.02.2024 б/н;

  2. продолжить проведение Конкурса в соответствии с требованиями
    Закон
    а о закупках, а также с учетом принятого Комиссией ФАС России
    Решения 1.

Согласно сведениям Оператора 11.03.2024 Заказчиком принято решение
об отмене Извещения об отмене закупки.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Предписание
Заказчиком в срок до 11.03.2024 не исполнено в полном объеме, поскольку Заказчиком, Организатором не продолжен Конкурс, и, как следствие, не заключен договор
по результатам закупки
в сроки, предусмотренные Положением о закупке
и Документацией.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что Предписание не исполнено в полном объеме, поскольку другим участником
ООО «ЮМАК» 05.02.2024 подано исковое заявление в Арбитражный суд
Воронежской области о признании решения Воронежского УФАС России
от 19.01.2024 по делу № 036/07/3-1964/2023 и предписания от от 19.01.2024
по делу № 036/07/3-1964/2023 недействительными.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
При этом в статье 18.1 Закона о защите конкуренции отсутствует указание
на приостановление исполнения предписания в случае его обжалования
в судебном порядке
.

Учитывая изложенное, предписание антимонопольного органа, выданное
в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, не подлежит исполнению
только в случае принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления действия Предписания.

При этом на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в ходе исполнения Предписания в срок до 11.03.2024 Арбитражным судом Воронежской области по делу № А14-1448/2024 не приняты обеспечительные меры в виде приостановления определения победителя по закупочной процедуре, в связи с чем
у Заказчика, Организатора отсутствовали правовые основания для неисполнения Предписания в полном объеме.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении Предписания в полном объеме, и, как следствие, в несоблюдении требований Закона о защите конкуренции, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС Росси
и

 

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу ООО «Интертулмаш» (ИНН: 7721852438;
        ОГРН: 5147746348460)
        б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
        филиала ПАО «Ил» – ВАСО (ИНН: 7714027882; ОГРН: 1027739118659), организатора ПАО «ОАК» (ИНН: 7708619320; ОГРН: 1067759884598)
        при проведении одноэтапного закрытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку пятикоординатного обрабатывающего центра
        с выполнением работ по монтажу, пуско-наладке, вводу в эксплуатацию
        и инструктажу персонала покупателя по вопросам эксплуатации и технического обслуживания оборудования (извещение № 32312808819)
        обоснованной.

      2. Признать филиал ПАО «Ил» – ВАСО, ПАО «ОАК» нарушившими
        часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
        на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым
        и решениями
        от 21.02.2024 по делу 223ФЗ-50/24; от 08.04.2024 по делу 223ФЗ-108/24.

      4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
        контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
        от 08.0
        4.2024 № 223ФЗ-108/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
        об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО "РТ-Комплектимпекс"
ИНН 7704756043, ОГРН 1107746456091
ООО "Интертулмаш"
ИНН 7721852438, ОГРН 5147746348460
Филиал ПАО «Ил» – ВАСО
ИНН 7714027882, ОГРН 1027739118659
ООО "АСТ ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287