Решение №28/5729/22 РЕШЕНИЕ №223ФЗ-37/22 от 27 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-37/22


по результатам рассмотрения жалобы ООО «Авис-Быт» на действия
(бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.01.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «Авис-Быт»: <...>,

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео- конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «Авис-Быт» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме № 6981/ОАЭ-ЦДЗС/21, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего
предпринимательства, на право заключения договора на поставку бытовой техники для оснащения кабинетов, рабочих мест, пунктов обогрева и комнат отдыха (извещение № 32110999616), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Авис-Быт» (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик)
при проведении аукциона в электронной форме № 6981/ОАЭ-ЦДЗС/21, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бытовой техники для оснащения кабинетов, рабочих мест, пунктов обогрева и комнат отдыха (извещение № 32110999616) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении
торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги,
проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение
и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые
в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным
решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28 июня 2018 г. (протокол № 26),
в редакции от 30.11. 2021 (протокол № 6) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Аукциона
(далее – Извещение), документацией о конкурентной закупке
(далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) – 28.12.2021;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 256 545 074,20 рубля;

3. Дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 31.01.2022;

4. Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе –
14.02.2022;

5. Дата подачи ценовых предложений участниками Аукциона – 16.02.2022;

6. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе –
22.02.2022;

7. Дата подведения итогов Аукциона – 22.02.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при
закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или)
осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе Положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к составу заявки участника Аукциона
о предоставлении в составе заявки сведений о наименовании производителя товара, с указанием ИНН такого производителя, а также марки, модели предлагаемого к поставке товара.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения
о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания,
предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно,
подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения
представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила
следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе
принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам
закупки.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации должны быть указаны, в том числе требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В силу пункта 3.6.6.4 Документации участник Аукциона
не допускается к участию в Аукционе, в том числе в случае
несоответствия технического предложения участника закупки требованиям Документации.

Согласно пункту 3.17.1 Документации в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации.

Пунктом 4 формы технического предложения участника,
представленной в приложении № 1.3 к Документации, установлено,
что участнику закупки в представленном в составе заявки техническом предложении необходимо указать, в том числе наименование производителя товара, с указанием ИНН такого производителя, а также марку, модель предлагаемого к поставке товара.

Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным пунктом Документации
в случае если у участника имеется информация об отсутствии такого обозначения у предлагаемого товара, участник должен предоставить письмо
от производителя об отсутствии обозначения товара.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заявитель является участником закупочных процедур, проводимых,
в том числе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Законом
о закупках, при этом установленное Заказчиком в Документации требование
к составу заявки не позволяет надлежащим образом сформировать заявку
на участие в закупке, в связи с чем ограничивает право Заявителя на участие
в Аукционе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанное требование позволяет Заказчику убедиться, что указанный участником Аукциона производитель действительно изготавливает данный товар, а также позволяет исключить риски, связанные с поставкой контрафактного товара и трудностями при текущем ремонте и постгарантийном обслуживании предлагаемого к поставке товара.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила,
что положения Гражданского кодекса Российской Федерации
не содержат понятия такого средства индивидуализации как «модель»
и не устанавливают обязанность производителей присваивать модель
к производимым или поставляемым товарам, в связи с чем у производителя
может отсутствовать модель на конкретную произведенную продукцию.
При этом в Документации не раскрывается понятие «модель», что вводит
участников закупки в заблуждение.

Кроме того, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника
закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии
на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может
не обладать информацией о марке, модели предлагаемого к поставке
товара при заполнении заявки на участие в закупке.

Вместе с тем отсутствие в техническом предложении участника закупки сведений о наименовании производителя товара, с указанием ИНН такого производителя, а также марки, модели предлагаемого к поставке товара,
не свидетельствует о несоответствии предлагаемого к поставке
товара техническим и функциональным требованиям, установленным Документацией.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия
Заказчика, установившего в Документации требование об указании наименования производителя товара, с указанием ИНН такого производителя,
а также марки, модели предлагаемого к поставке товара, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что указанное нарушение устранено Заказчиком самостоятельно, поскольку 21.01.2022 внесены изменения в Документацию в указанной части.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Авис-Быт» (ИНН: 5029147622;
ОГРН: 1115029000591) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении аукциона в электронной форме № 6981/ОАЭ-ЦДЗС/21, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бытовой техники для оснащения кабинетов, рабочих мест, пунктов обогрева и комнат отдыха (извещение № 32110999616) обоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 2 части 10 статьи 4
Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное для исполнения предписание, направленное
на устранение выявленного нарушения, ОАО «РЖД» не выдавать, поскольку выявленное нарушение устранено ОАО «РЖД» самостоятельно путем внесения изменений в документацию о конкурентной закупке.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления
контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного
заказа ФАС России материалы дела от
25.01.2022 223ФЗ-37/22
для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
а об административном
правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Авис-Быт"
ИНН 5029147622, ОГРН 1115029000591